Знаменитая писательница и философ Украины Оксана Забужко не так давно вернулась из Венеции, где принимала участие в 56-й биеннале. Правда, не от Украинского государства, а от Польши, по приглашению города Вроцлав. На выставке Dispossession, что была посвящена теме депортаций, Забужко предоставила свое эссе «Ми, депортовані: Кода». Его перевели на пять языков и показывалось в Палаццо Дона Бруза на планшетах, встроенных в кухонный стол, в комнате, которая символизирует большой покинутый людьми дом. Это первый публичный анонс новой книги, которая способна появиться приблизительно через два года, подчеркнула писательница. Но раскрывать все творческие секреты не стала.
О культуре, войне и переосмыслении истории корреспонденты издания «Гордон» беседовали с ней в небольшом кафе в центральном районе Киева. Забужко предоставила информацию о том, что самым существенным впечатлением последних дней для нее является поездка по городам и населенным пунктам прифронтовой зоны, которую она произвела вместе с вокальным дуэтом сестер Леси и Гали Тельнюк за день биеннале. Ее смогло поразить, насколько остро бойцы подают реакцию на литературное слово и как каждый вечер замирает жизнь в городе Мариуполь. В подробностях беседы разбирались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Она рассказала о том, что поездка на передовую боевых действий поменяла ее восприятие происходящего в восточных областях Украины. Со слов Забужко, она смогла увидеть различные города, различные аудитории – несмотря на устоявшейся «столичный» стереотип, появилось мнение, что вся «индустриальная», степная Украина одинакова. Но что общее в данной части государства и в действительности разниться в ней от настроений в Центральной либо Западной части Украины, так это то, что здесь не требуется никому пояснять, как нас годами и десятками лет «политтехнологически» умело делили. «На местах народ еще тебе на по данной теме многое пораскажет! С данной точки зрения довольно познавательная поездка», - рассказывает она.
К примеру, она рассказала, что в Запорожье рассказали, что первый так называемый «Собор народов Беларуси, Российской Федерации и Украины» здесь был осуществлен с участием значительных гостей Российской Федерации и лично Глазьева (политик Российской Федерации Сергей Глазьев, с 2003 года управлял «Конгрессом русских общин», в настоящее время считается советником президента Российской Федерации Владимира Путина), и с обращением к объединению под лозунгом «Три государства – один народ» еще, в мае 2004 года.
«А кому про это известно в остальной Украине? Надо теперь собирать, сшивать информационно «разодранное» государство на живую, человеческую «нитку». И здесь подобные такие встречи, и разговоры ох как во благо! Между прочим, почти в каждой аудитории меня просили рассказывать не о войне, а просто зачитать свои стихи, зачастую «о любви». Народ ведь здесь не совсем избалован звучанием украинского слова, национальная культура сюда издавна не поступала, книжек также дефицит, а народ в них сегодня пытается найти опору своей обострившейся гражданской идентичности. Одного желто-синего флага и «Слава Украине!» для этого нахватает, требуется «пища» для ума и чувств», - рассказала писательница.
Она рассказывает, что всегда ожидала, когда же появится Галан-2. Писатель полагает, что его недоставало в сценарии Российской Федерации этой войны. Получается, «бандеровская хунта» в Украине присутствует, а ни единого умученного «писателя – борца с национализмом Украины» за год так и не нашлось. Была необходима такая «сакральная жертва» для медиа. Это зависло в воздухе. И когда ей позвонили и заявили, что «Олеся Бузину убили», она подумала: ну вот, нашелся «писатель». Особо и не напрягались, такое чувство, что просто скопировали сюжет со старого учебника школы КГБ.
Открытые архивы способны с точностью установить методы КГБ, что сразу дезавуирует любые действия ФСБ в адрес Украины. Именно по этой причине доступ к архивам спровоцировал у граждан России столь болезненную реакцию. Хотя в 1990–1991 году доля архивов КГБ УССР была отправлена в Москву, а долю – просто ликвидировали. Сжигали дела как «не представляющие исторической ценности». И среди таких, к примеру, дело Союза писателей Украины, в котором сотни томов!
«Хороший пример, как я отыскала данные по делу моего отца. сотрудник архива разбирал докладные записки 1970-х годов, которые КГБ УССР направлял в ЦК партии, обнаружил фамилию Забужко и спросил: «Не ваш ли родственник проходил по делу «Блок»?» Так нашлась выжимка на четыре с половиной страницы из дела моего отца, четыре тома которого в 1990-м были ликвидированы», - отметила Забужко.
Если почитать архивы и внимательно изучать историю – хотя бы на таком уровне, как это осуществляли в Литве, где Музей советской оккупации проводит значительную научную и популяризаторскую работу еще с 1992 года, – станет ясно, что ничего нового в этой так называемой «гибридной» войне в самой действительности нет. Поменялись только масштаб и технологии.
Российская Федерация довольно тщательно готовила демонтаж Украины.
Как Донбасс подготавливали «под Путина», так, к примеру, Закарпатье подготавливали «под Орбана» (премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.). Венгерский паспорт там и сегодня получить не составляет проблем. «Не сомневаюсь, что Путин в действительности, как «проговорился» польский политик Радослав Сикорский, выдвигал предложение направить Галичину Польше. Вот вам дискурс лидеров, вот она, «незаконченная война»: те же самые карты разделов, что имелись у гитлеровского Рейха! И абсолютный шок, что работать в результате согласился только Орбан, хотя Москва полагала, что государства Европы у него уже в кармане. Как Березовский рассказал: «Зачем покупать завод, когда можно купить директора?" И вот тут россияне со своим менталитетом просчитались. Жизнь преподнесла им за прошедший год большое количество подарков»», - полагает писатель.