Известный журналист и политический обозреватель Виталий Портников объяснил, почему президент РФ Владимир Путин принял решение о сворачивании проекта "Новороссия". Более детально мнение политолога о том, по каким причинам российским президентом было принято решение свернуть проект "Новороссия", узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
По мнению Виталия Портникова, заявление о приостановке проекта "Новороссия", которое было сделано марионетками Путина, на самом деле означает желание российского президента сохранить донецкий анклав. Ни Олег Царев, называющий себя "спикером парламента Новороссии", ни Владимир Кофман – "министр иностранных дел ДНР", по своей инициативе заявлять о сворачивании данного проекта не стали бы, да и в констатации и так уже очевидного для всех факта нет никакой необходимости. О виртуальной "Новороссии" все уже подзабыли, и мало кто думал о том, что в Кремле размышляют над возможной экспансией в другие украинские регионы. Более того, веди в конкретном случае с Олегом Царевым речь шла вовсе не об экспансии, а об объединении двух "народных республик", продолжающих упорно настаивать на своем существовании, в единое образование.
Те, кто отдал Кофману и Цареву приказ заявить о сворачивании проекта "Новороссия" живут в мире, где совершенно иные политические реалии. Эти люди пытаются послать сигнал, свидетельствующий об их миролюбии, хотя продемонстрировать, что вовсе не собираются дальше вести наступление на Украину, отрывая от нее куски территории. Даже проект, который должен был стать плацдармом для этого наступления – и тот ликвидируется.
Своя логика во всем этом есть, причем, логика советская. В свое время Советский Союз также создавал различные проекты, которым отводилась роль плацдарма для атаки на соседние с СССР страны. Переименование в 1940 году карельской АССР в Карело-Финскую ССР ясно показало – Иосиф Сталин так и не смирился с итогами финской войны, и все еще продолжает вынашивать планы, направленные на захват этой страны. Решение, принятое в 1956 году сменившим Сталина Хрущевым, согласно которому республике был возвращен статус автономии, позволило руководству Финляндии выдохнуть с облегчением – значит, планы Москвы поглотить эту страну откладываются.
Москва отказалась от большой войны в восточной части Украины, но не отказалась от планов по дестабилизации ситуации на украинской территории.
По словам Портникова, нечто подобное происходит в настоящее время и на Донбассе. Вполне возможно, это является итогом той серии интенсивных консультаций, которая была проведена лидерами западных стран с руководством Российской Федерации и Украины. Кремль принял решение отказаться – как минимум, на некоторое время, от поглощения "Новороссии" и от большой войны в восточной части Украины. Однако это вовсе не означает отказ российского руководства от дестабилизации обстановки на украинской территории: ведь под контролем Российской Федерации остается плацдарм ля наступления – контролируемые боевиками территории Донбасса.
Для окружающего мира, в том числе, и для самой России, оккупированные территории Луганской и Донецкой областей продолжают оставаться украинскими. Именно поэтому решение Кремля отказаться от дальнейшей реализации проекта "Новороссия" вовсе не является доказательством того, что проблема восточной части Украины действительно решена. Наоборот, данное решение делает проблему оккупированных территорий еще более острой. Понимание того факта, что созданное на украинской территории после Евромайдана самопровозглашенное образование уже не будет расширяться совсем не означает выхода из сложившейся в настоящее время ситуации.
Выходом в данном случае будет отказ Владимира Путина от всего плацдарма: таким выходом для российского лидера могло бы стать, например, содействие процессу возвращения контролируемых боевиками территорий в состав Украины. Однако в Кремле сейчас очень хорошо понимают – после того, как Украина восстановит в полной мере контроль над своей государственной границей, можно будет смело говорить о завершении "арии ДНР".
Причем, в данном случае дело даже не в том, как именно будет прописан статус оккупированных районов в Конституции Украины – дело в том, что эти районы уже не будут оккупированы, и станут тем, чем они были до начала российской агрессии: вотчиной олигархов. Бегство экс-президента Януковича в Россию в конечном итоге так и не привело к немедленному превращению Украины в демократическое государство и не превратило ее в Польшу – просто олигархи вернули свои прежние позиции, подорванные ранее семьей. Уход Путина из Донбасса также не ознаменуется никакими чудесными превращениями – там олигархи тоже просто вернут свои позиции, подорванные уже российской агрессией.
В этой связи Портников полагает, что нынешний хозяин Кремля не уйдет из Донбасса. На войну президент РФ может и не решится, хотя у него есть для этого все политические возможности, причем, без всяких там "Новороссий" – проблема в другом: ресурсов у него для этого не так уж и много. Более того, такая война поставит окончательный крест на отношениях Путина с лидерами западных стран, а эти отношения российскому лидеру, судя по его готовности общаться с госсекретарем США Керри, очень нужны.