В Москве, наконец-то, начали осознавать, что, заполучив военным путем Крымский полуостров и часть Донбасса, они потеряли всю Украину. Таким образом, российские аналитики и стратеги приступили к разработке концепции возвращения контроля как над всей Украиной, так и над умами украинцев. В основном упор будет сделан на сотрудничество с научными и аналитическими центрами, спортивными объединениями и общественными организациями, большая часть которых испытывает финансовые трудности.
Целью такой программы является воспитание нового слоя общества в Украине на фоне евроскептицизма и падения уровня жизни. Предполагается, что такой слой общества будет ориентирован на интеграцию с Российской Федерацией. Российская сторона для достижения такого плана задач намерена организовывать летние школы, конференции, гранты и стипендии, а также различные исследовательские программы для активных студентов и деятелей. Кремль желает повторить то, что делает Запад для украинской молодежи уже целых 20 лет. Затем агенты перемен пойдут в правительство, местные советы и будут создавать в позитивный имидж России.
«Если выражаться иными словами, то в Украине хотят апробировать инструмент «Soft power». Конечно же, данный проект очень дорогостоящий и долгосрочный, однако для достижения наиболее нереалистичных, а в некоторых случаях и вовсе глупых целей, российские налогоплательщики готовы тратить огромные суммы денег», – подчеркнул Анатолий Октисюк, старший аналитик МЦПИ.
«Благодаря действиям Путина Российская Федерация всего за один год настроила против себя не менее 40 миллионов украинцев. В один миг крупнейшее соседнее государство и один из главных торговых партнеров смог превратить Украину в чужую для себя страну, планирующую отгородиться от России новой «линией Мажино», – подчеркивает аналитик, слова которого передает издание «Апостроф».
Так, в среднесрочной перспективе Кремль желает показать украинскому обществу собственное позитивное отношение, а также широкую поддержку и уважение. Однако для этого сначала нужно «пробиться» сквозь достаточно жесткую антироссийскую пропаганду, исходящую от украинского правительства и заполучить каналы влияния на общество. И все это с учетом того, что на сегодняшний день российские масс-медиа и пропаганда в Украине под запретом, а политическое лобби в правительственных коридорах минимизировано. Стоит заметить, что одним из основных каналов влияния России остается церковь. Именно она способна оказать влияние на пожилую и неактивную часть населения Украины. В свою очередь ставка на крупных олигархов и политиков, которые приближены к ним, себя не оправдала.
Что задумал Кремль?
«Нужно заметить, что в России уже окончательно осознали, что так называемый «синдром Мазепы» никто не отменял и на сегодняшний день он продолжает работать. Показательным является пример политического шпагата Януковича между Россией и ЕС в 2013 году. В Кремле считают, что в связи с этим лучше ситуативно работать с тем правительством и с теми президентами, которых украинцы избирают сами. Так и надежнее, и дешевле. При этом подходы и методы влияния будут разрабатываться индивидуально», – рассказывает Октисюк.
«Помимо этого, Россия во все времена поддерживала маргинальные общественные организации, работающие с узкими сегментами украинского общества. При этом средства очень успешно осваивались, а какого-либо влияния на общественное мнение попросту не было. Естественно, нужно заметить, что во время оккупации Крымского полуострова пророссийские организации все же сыграли некоторую роль, которая однозначно не была решающей», – отметил эксперт.
По его словам, российская сторона в итоге так и не смогла предложить Украине ничего действительно привлекательного. «Естественно, олигархам были предоставлены скидки на нефтепродукты и газ, властям – очень выгодный контракты, а украинскому обществу – ничего. В сравнении с государствами ЕС Российская Федерация выглядела экономически отсталым и социально непривлекательным государством, которое торгует сырьем и эксплуатирует наследие Советского Союза», – подчеркнул Октисюк.
«Сегодня Кремль намерен изменить собственные планы в отношении Украины. Всего два года назад российское правительство категорически отрицало возможность использования «мягкой силы» в различных странах, в том числе и Украине. Российские аналитики не верили, что такая работа может быть действительно эффективной. Помимо этого, отсутствовали гарантии, что инвестированные средства в итоге оправдают себя. Более того, в Кремле подобного рода концепция имела только лишь негативные ассоциации с «цветными революциями» и Западом. По этой причине российские агенты предпочитали работать не с украинской общественностью, а с силовиками, олигархами, а также различными политиками», – утверждает аналитик.
«Сегодня же меняется как мышление, так и стратегия. Нужно понимать, что любая война заканчивается миром. После того, как будет урегулирован конфликт, нас ожидает новый вызов, который будет выражен в «российских грантах и остальных возможностях». Только вот найдутся ли в Москве средства, а в Украине агенты перемен?» – заключил Октисюк.