До настоящего времени активно проводящая дискуссия относительно переноса выборов в российскую Государственную думу Российской Федерации с декабря 2016 года на сентябрь не воплотилась в определенные законодательные инициативы. Однако, скорее всего, все идет как раз к этому. Что думают авторитетные эксперты о переносе возможных сроков кампании, выяснили эксперты раздела «Новости России» издания для инвесторов «Биржевой лидер».
В чем выгода переноса избирательной кампании для федеральных властей.
Руководитель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что в случае переноса выборов в Думу на сентябрь, российские власти могут получить кампанию, которая будет урезана по объему воздействия на избирателей, а также пониженную явку, что является выгодным для нее. Федеральная власть считает для себя выгодной более сжатую кампанию, так как в таком случае ей следует меньше обосновывать собственную политику и приходится слушать меньше критики со стороны оппонентов.
В таком случае снижение явки не будет одномерной. Вполне очевидно, что больше всего она пострадает в больших городах, население которых имеет большую склонность отдавать свои голоса за представителей оппозиции. В целом, если явка низкая, прежде всего не приходит именно оппозиционный избиратель. В то же время и провластный избиратель может оказаться не так сильно подвержен мобилизации со стороны партии власти, чем та рассчитывает.
Что же касается представителей парламентской оппозиции, то возможность переноса голосования будет боле-менее выгоден КПРФ. В случае низкой явке их избиратель все-таки придет. Поэтому коммунисты могут оказать поддержку переносу вполне искренне. Хотя в минувшую пятницу лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что является противником того, чтобы выборы переносились на осень. У ЛДПР отношения с властью сложились таким образом, что партия является выгодной только для легитимизации и поддакивания решениям. Показательно, что больше всего аргументов в пользу переноса выборов мы слышим от Владимира Жириновского.
Эсэры постоянно справедливо отмечали, что их настоящий результат выше, чем демонстрируют предвыборные опросы. Это самая неприятная партия, за нее часто голосуют люди, которые до последнего момента не способны определиться и в результате делают выбор в пользу меньшего зла. Но в подобном случае эти неопределившиеся избиратели могут и не добраться до участков, решив поехать на дачу копать картошку. Безусловно, у эсэров ситуация неопределенная, но они очевидно проиграют от переноса выборов, но не выиграют.
Константин Калачев, руководитель Политической экспертной группы, говорит, что КПРФ уже поддала критике возможность переноса выборов на сентябрь. И тот факт, что коммунисты являются противниками такой идеи, а партия власти - сторонниками, уже немало объясняет с электоральной точки зрения.
Вполне очевидно, что чтобы выборы стали праздником, сентябрь куда более подходит, чем декабрь. Это совершенно отвечает традиции времен СССР, когда выборы сопровождаются песнями, плясками, булочками и музыкой на участках. Нет ничего случайного в том, что этот месяц и сделали единым днем голосования для региональных кампаний. Кроме того, в сентябре имеют преимущество уже популярные кандидаты и партии, поскольку лето — мертвый сезон. Снижаются интернет- и медийная аудитории. Всякому медийщику известно, что скорость прохождения сигнала и его эффективность летом минимальны. Так что, вести агрессивную кампанию летом – намного большая проблема.
Однако основное отличие летних кампаний от зимних связано с выборами одномандатников. Провластная «Единая Россия» получила бы в сентябре больше поддержки, чем в декабре, но так как разница была бы критичной с учетом устойчивых позиций партии — это вопрос. Что касается одномандатников, то здесь ситуация другая. Их кампании можно строить либо на критике местной власти, либо на позитиве. Летняя кампания предполагает большую ориентацию на позитив, а осенняя — в силу запроса избирателей — на критику.
Константин Костин, глава правления Фонда развития гражданского общества, называет историю с выборами в Думу достаточно перегретой. Выгоду от этого ощущают все партии, которые на протяжении ныне приводящегося межвыборного периода со всей активностью проводили работу и участвовали в избирательных кампаниях на разных уровнях. Если люди говорят, что самый благоприятный период для агитации — осень, эти люди недостаточно хорошо знают свою страну и им сложно догадаться, что за Уралом в это время весьма холодно. Если заявлять об агитации, которая проводится на улице, то в таких условиях пикеты и митинги крайне затруднены.
В подобном смысле август и сентябрь являются куда более предпочтительны, когда на всей территории страны погодные условия достаточно теплые и комфортные для проведения подобных мероприятий и участия в них простых граждан. Безусловно, есть также такой фактор, как социальное самочувствие. Само собой, с точки зрения биологии в период конца лета и начала осени оно лучше, чем с наступлением зимы. Но это не такой важный фактор. Он, вне всяких сомнений, влияет, но не носит слишком радикального характера.