Начало первой летней недели удивило несколькими взаимоисключающими новостями в экономическом секторе. Рубль, демонстрировавший укрепление в последние месяцы, вдруг возобновил понижение к американскому доллару. Одновременно констатируется повышение золотовалютных резервов Российской Федерации.
В то же время политики государств Европейского Союза все активнее разговаривают по теме санкций против России: одни — про то, что их требуется отозвать, другие — что их необходимо продлевать еще минимум на год. Решение по этому поводу Европа должна будет принять в кратчайшие сроки. Отзовут ли санкции? И как их отмена и даже сами разговоры о снятии санкций влияют на курс рубля? Об этом средства массовой информации спрашивали у директора направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова. Также ответами на эти вопросы интересовались корреспонденты раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Со слов Масленникова валюта России главным образом, зависит от колебаний стоимости нефти. Рубль будет больше зависеть от того, решат ли государства ОПЕК в ближайшие дни понизить добычу нефти или нет. Вероятность того, что они сохранят превышение предложения над спросом до конца года, велика. То есть будут удерживать цены в диапазоне 60-65 американских долларов за баррель.
Министерство экономического развития Российской Федерации заложило в свой сценарий, обнародованный на прошедшей неделе, среднегодовой курс в 60 рублей за американский доллар, и будет склонять национальную валюту к этому курсу. Валюты сегодня в России много, и можно было бы укреплять рубль, но Центральный банк двигается в обратном направлении: он даже приостановил с 1 июня проведение годовых аукционов РЕПО в иностранной валюте, чтобы рубль не становился очень дорогим. «Рубль имеет возможность немного окрепнуть в 20-х числах июня, когда пойдет налоговый период, и экспортеры станут продавать валюту. Будет сформирован повышенный спрос на рубли. Но после этого «деревянный» будут снова мягко ослаблять», - рассказывает эксперт.
Весеннее повышение рубля сняло напряженность, у граждан Российской Федерации исчезли панические настроения большого кризиса. «Но в то же время уже в апреле мы заметили ускорение падения в сфере экономики. Рубль с начала года поднялся более чем на 20 процентов, но многим предприятиям это подрезало возможность развития», - отмечает он.
Цель санкций — не девальвировать рубль, хотя изначально это было чуть ли не основным эффектом. «Санкции закрыли для нас рынки финансов, технологически ограничили извлечение шельфовых углеводородов. Мы способны купить альтернативное оборудование в Китае, но там качество заметно хуже, чем то, к которому привыкла «нефтянка» России. То есть санкции создают нам препятствия, но мы к ним привыкаем и выстраиваем экономическую политику, отталкиваясь от того, что они могут продолжаться до 2017 года», - полагает он.