«Российское Министерство финансов не желает расходовать средства из ФНБ на финансовую помощь нефтедобывающим компаниям и прилагает немало усилий для того, чтобы оттянуть итоговое решение по требованиям «Роснефти», прибегая к волоките, в которой это ведомство по праву признано профессионалом», - пишут «Ведомости».
Согласно озвученной на официальном уровне причине отказа согласования проекта Минэкономразвития о предоставлении «Роснефти» денег из Фонда национального благосостояния, финансовое ведомство сослалось на то, что не обнаружило оснований, необходимых для принятия положительного решения. Об этом сообщается в письме заместителя главы Минфина России Андрея Иванова, с текстом которого смогли ознакомиться корреспонденты «Ведомостей». Однако на самом деле, как утверждает издание, ссылаясь на высокопоставленных госслужащих, ведомство стремится положить эту заявку под сукно.
Неназванные источники издания сообщили, кроме того, что причин для такого решения существует несколько. В первую очередь финансовое ведомство не желает предоставлять финансовую помощь нефтяному сектору, потому что ФНБ в основном обеспечивается отчислениями с доходов от реализации нефти и газа. Как полагают чиновники, эти финансы необходимо направлять на проекты, которые не имеют зависимости от нефтяных котировок. Помимо этого, в Минфине полагают, что именно нефтедобывающий сектор в меньшей степени столкнулся с кризисными явлениями. Одни из информаторов газет охарактеризовали нефтедобывающие компании как «жирных котов».
«Также совершенно очевидно, что торможение согласования, - утверждают «Ведомости», - является отнюдь не только интересным Минфину — все правительство серьезно заинтересованно в таком положении дел». Это происходит в основном потому, что не следует в нынешней ситуации расставаться со средствами, так как в экономике все еще присутствуют негативные явления. В то же время вступать в прямую конфронтацию с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным мало кому хочется. Поэтому процесс намеренно затягивается чиновниками.
«Роснефть» шантажирует российское правительство.
Ранее, в конце апреля, газета информировала о послании Сечина к заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу, в котором фигурировала просьба о выделении средств до 1 июня, аргументированная тем, что в противном случае реализация некоторых начинаний будет отложена. В числе прочего упоминается, что активная разработка «Русского месторождения» в результате будет начата на 2 года позднее, в 2019 году, а не в 2017-м, а Юрубчено-Тохомское месторождение будет в итоге разрабатываться на 1 год позже - в 2018-м. «Такого рода заминка обойдется бюджету как минимум в 90 млрд. рублей», - утверждал в то время Сечин.
Общий объем средств, которые требовались «Роснефти» из ФНБ на воплощение 28 проектов, равен 1,3 трлн. рублей. Как известно, энергетическое ведомство и Минэкономразвития, в свою очередь, поддержали 5 проектов, общие капиталовложения в которые, помимо проекта, имеющего отношение к возведению дальневосточного центра судостроения «Звезда», составляют 1,4 трлн. рублей, из них собственно денег ФНБ всего 301,5 млрд. рублей.
Как ранее сообщалось, в начале весны российский президент Владимир Путин заявил о том, что принятие решений о привлечении средств из ФНБ на различные проекты возможно будет только по его личной санкции, в то время как ранее для этого хватало соответствующего постановления правительства. Как говорил тогда один высокопоставленный госслужащий, после того, как еще 3 года назад президент выступил с инициативой финансировать из средств ФНБ различные проекты, за деньгами немедленно обратилось немало различных компаний, и уже летом прошлого года совокупный размер заявок превысил все возможности фонда.
«Роснефть» хотела бы получить выделенные средства на различные проекты из ФНБ до 1 июня текущего года», - сообщает издание «Ведомости», ссылаясь на письмо руководителя компании к заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу. «В противном случае, - говорится в письме, - предприятие будет вынуждено отсрочить введение в эксплуатацию новых скважин, что спровоцирует падение нефтедобычи и, следовательно, уменьшит поступления в бюджет».
Лично Дворкович это послание «Роснефти» прокомментировать не пожелал, а анонимный госслужащий, знакомый с ситуацией, сообщил «Ведомостям», что это письмо сильно напоминает шантаж.
«Роснефть», в свою очередь, надеется, что те проекты, которые не были одобрены как перспективное вложение средств от ФНБ, все же смогут получить необходимое финансирование. Сечин обратился с просьбой об увеличении стоимости этих начинаний, которые могут рассчитывать на финансовое обеспечение по вышеупомянутой схеме, с 20 млрд. до 100 млрд. рублей.
В прошедшем году в России было произведено примерно 530 млн. тонн нефти. «Роснефть», в свою очередь, добывает более 40% российской нефти, в первые три месяца этого года компания сообщила о том, что уменьшила производство на 1%.
В начале прошедшей весны специалисты, работающие в международном рейтинговом агентстве Fitch, указали, что нехватка внешнего кредитования является основной угрозой для российских добывающий предприятий, заявив, что такое положение может спровоцировать снижение размеров капиталовложений, необходимых для сохранения уровня нефтедобычи.