После 1 июля может начаться подорожание жизненно важных лекарств. По подсчетам экспертов ВШЭ, лекарства могут подорожать сразу на 16 процентов. Ожидаемый рост стоимости медикаментов объясняется новыми полномочиями Министерства здравоохранения по индексации цен их производителей.
Стоимость жизненно важных препаратов регулируется ведомством вручную, за период с января по апрель они подорожали на 8,9 процента. Однако в течение ближайшего времени, по мнению экспертов Высшей школы экономики, ожидается рост цен примерно на 90 процентов лекарств, входящих в перечень жизненно важных, при этом среднее удорожание отпускных цен может составить 16 процентов к нынешнему уровню.
В бюллетене Центра развития ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе» отмечается, что «видимая рука» приняла решение о том, что потребитель должен поддержать российского производителя.
Как сообщила Елена Балашова, старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ, глава Министерства здравоохранения говорила о том, что на 30 процентов будут проиндексированы цены производителей жизненно важных лекарств, входящих в категорию стоимости ниже 50 рублей, поскольку они в убытке. При этом Балашова отметила, что те лекарства, стоимость которых составляет от 50 до 500 рублей, подорожают до уровня прошлогодней инфляции.
За сегодня, 3 июня, рубль резко подешевел к доллару США и евро.
Впервые почти за два месяца курс евро поднялся выше отметки 61 рубль. На максимуме европейская валюта достигала отметки 61,177 рубля. Это на 2,187 рубля больше, чем было зафиксировано накануне при закрытии торгов на Московской бирже. В последний раз евро стоил дороже 61 рубля 6 апреля с. г., - отмечают аналитики брокера форекс Hantec Markets демонстрируя на графике.
Новыми полномочиями по регулированию цен на медикаменты Минздрав наделяется со вступлением в действие поправок к закону об обращении лекарственных средств, которое произойдет 1 июля 2015 года. Документом предполагается индексация цен производителей на темп инфляции, а для производителей из Российской Федерации — даже выше в том случае, если удорожание будет обоснованным. Цены производителей дорогих медикаментов (более 500 рублей за упаковку) пока не планируют индексироваться.
По словам Елены Балашовой, после вступления в действие вышеупомянутого закона повышение цен станет нормой. При этом эксперт отмечает, что, если учесть структуру жизненно важных лекарств, из которых порядка 30 процентов являются самыми дешевыми, а порядка 60 процентов относятся к средней категории, получается подорожание.
Цены производителей в начале текущего года росли немного медленнее, чем в рознице, поскольку стоимость фармацевтической продукции к апрелю 2014 года выросла на 13–16 процентов, при этом подорожание жизненно важных лекарств у производителей составило только 5,7 процента. В бюллетене ВШЭ отмечается, что в итоги цены производителей не смогли покрыть издержки, и производство жизненно важных лекарств, в первую очередь, самой низкой ценовой категории, стало убыточным.
Рост цен, спрогнозированный ВШЭ, у некоторых вызывает сомнения.
При этом Александр Филиппов, гендиректор сети аптек «Ригла», считает, что вряд ли сразу поменяются цены на весь список жизненно важных лекарств. По его словам, цены самостоятельно регулируются каждым производителем, и «навряд ли будет какой-нибудь единый указ». Филиппов отмечает, что сначала производителями будет собственноручно регистрироваться новая входная цена, затем цена будет менять в рознице, однако исключительно в рамках определенной государством наценки.
Рост цен на 16 процентов, который прогнозируют во ВШЭ, также вызвал сомнения Захара Голанта, председателя отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России» и председателя НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век». При этом он напомнил о том, что правительством еще не были утверждены новые правила ценообразования. По словам Захара Голанта, предполагается, что цены будут повышены как минимум на официальный коэффициент инфляции в 11,4 процента, и большая часть компаний увеличит стоимость именно на указанную цифру.
Главный вопрос заключается в том, что будет происходить с препаратами стоимостью ниже 50–100 руб.По словам Голанта, в этом случае индексация цены на 1-2 рубля ничего не даст их производителям, поскольку для них уже в данный момент выпуск этих лекарств — ниже уровня рентабельности. Также он отмечает существование риска того, что такие лекарства просто будут вымываться и пропадать с рынка. Голант отмечает, что дефицита лекарств очень не хотелось бы прогнозировать, однако такая опасность действительно существует в том случае, если правительством не будет принято решение об индексации.
Розничные цены в текущем году серьезно по темпам роста опережали отпускные. Быстрее всего происходило подорожание дешевых лекарств, прирост цен на подобные препараты из перечня жизненно важных достиг 14 процентов в апреле текущего года по сравнению с апрелем прошлого года, на лекарства, не относящиеся к этому перечню — 39 процентов. При этом подорожание импортных лекарств происходило почти в три раза медленнее, главным образом в связи с тем, что до 2015 года зарубежным производителям не разрешалось индексирование цен.
Ажиотажный спрос на медикаменты в конце 2014 года, создание запаса для госзакупок и аптек Горздрава, резкий рост цен производителей в январе оказали стимулирующее действие на наращивание выпуска фармацевтической продукции в начале 2015 года. Однако рост импорта в натуральном выражении составил еще больше, чем внутреннее производство по результатам первого квартала, — на 12,6 процента против 11,6 процента.
Подобную ситуацию можно объяснить желанием зарубежных производителей сохранить российский рынок, не утратив ценовую конкурентоспособность. В бюллетене ВШЭ отмечается, что если в первом квартале условная цена импорта (в долл. США за тонну) снизилась на 41,5 процента, то рублевая цена (при пересчете по курсу Банка России) повысилась на 5 процентов, то есть даже меньше, нежели цена производителей на ЖНВЛП за указанный период. Так что в настоящее время импорт выигрывает, а импортозамещение продолжает оставаться в планах на 2020 год.