Пытаясь продавить свой новый проект «Турецкий поток», «Газпром» использует ту же тактику, что привела его к провалу с ныне закрытым «Южным потоком». Начиная строить газопровод в турецком направлении, монополист не имеет на руках необходимых согласований. Это значит, что судьба нового проекта «Газпрома» может быть столь же неудачной, как и у «Южного потока», считает М. Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, о чем он написал для РБК, передает издание «Биржевой лидер».
В мае «Газпром» объявил о начале строительства газопровода в Турцию, анонсируя старт работ в первых числах июня. Однако, судя по всему, что-то задерживает начало работ, ведь зафрахтованные еще для «Южного потока» итальянские судна: трубоукладчик и вспомогательный корабль, так и продолжают стоять в порту болгарской Варны, там же находятся и трубы для первой нитки газопровода.
Вместе с тем, как отмечает автор, во всю кипит деятельность по строительству участка трубопровода, который доставит газ к Черному морю. Вся работа по возведению газотранспортной системы на этом участке оценивается в 24 млрд. долларов и этими работами занимаются подрядные организации: «Стройтрансгаз» Г. Тимченко и «Стройгазмонтаж» А. Ротенберга – людей, приближенных к Путину. Пока же российская компания развивает кипучую деятельность по двум другим направлениям. Принципиально бюджет был одобрен еще при разработке проекта «Южный поток».
Таким образом, именно подрядчики возведения наземной газотранспортной системы выглядят пока как наибольшие выгодополучатели от затеи с «Южным потоком», а впоследствии и «турецким». В прошлом году строительство газопроводов сократилось на 63 процента в сравнении с предыдущим годом, и столь крупные подряды для компаний явились настоящим спасением. Кроме того, «Газпром» занимается активным внушением западной аудитории, что с прекращением после 2019 года транзита через Украину, покупателям российского газа следует побеспокоиться о переключении на «Турецкий поток». Точно также ранее российская компания пугала тем, что отдаст свой газ Китаю, если он не пойдет по южному маршруту.
Однако на самом деле, как отмечает эксперт, «Газпром» прикрывает своими страшилками реальную проблему – нежелание оформить должным образом свой газопроводный проект. Опять-таки, ровно также, как это в свое время было с «Южным потоком». Тогда в Москве заявили, что проект срывается из-за позиции Еврокомиссии под давлением из Вашингтона, однако на самом деле «Газпром» не подал в Брюссель заявку на присвоении сети статуса общеевропейской и просьбе сделать законные исключения из правил «Третьего энергопакета».
Автор отмечает, что лично общался с представителем Еврокомиссии, который доверительно сообщил, что такая заявка могла быть рассмотрена и решение об исключениях, возможно, было бы утверждено, как это случается в иных случаях, имеющих важное значение. Однако «Газпром» предпочел идти по пути убеждения отдельных стран, по которым планировалось провести трубопровод, чем собирался поставить ЕК перед фактом, и потому эта попытка была обречена на провал.
Неудачная попытка, кроме прочего, стоила и продолжает дальше отбирать огромные средства. Закупка труб и аренда кораблей для подвода газопровода к болгарскому берегу, строительство системы на российской территории, все это стоит миллиардов, потраченных не имея на руках согласование принимающей стороны. Казалось бы, парадокс, но он продолжается в отношении Турции. Оглашено начало прокладки маршрута по дну моря, а даже нет формального согласия из Анкары. Межправительственное соглашение планируется подписать во втором полугодии, но для этого нет обязательных документов - отчета об инженерных изысканиях морского участка вблизи турецкого побережья, оценки влияния проекта на окружающую среду. Пока что есть только не обязывающее ни к чему соглашение о намерениях.
Из личного общения с турецкими чиновниками эксперт вынес настороженность турецкой стороны в отношении планов «Газпрома». У них есть подозрения относительно будущих требований «Газпрома», как например, контроль над турецким участком трассы и будущего распределительного узла, где должны будут подключиться европейские потребители, предварительно построив газотранспортную инфраструктуру. Также в Турции насторожились после информации о намерении «Газпрома» создать узел не на турецкой территории, а в Греции. Это явно не в интересах турков и российской стороне придется познакомиться со встречными условиями. В целом позиция «Газпрома» очень похожа на шантаж – мы построим за 40 млрд. долларов мощный газопровод к точке, где нет потребителей, а вы постойте трубопровод из Турции или Греции до Австрии, потому что сравнительно короткий маршрут через Украину будет закрыт.
При этом в «Газпроме» настаивают, что у Европы нет альтернативы, и через десять лет ей нужно будет чем-то покрыть дефицит газа в объеме 50 млрд. кубов. Однако эксперту такая оценка представляется неоправданной. В Европе постоянно работают над сокращением потребления газа и диверсификацией его источников. Согласно прошлогодним данным Reuters принимаемые меры к 2020 году позволят европейцам сократить импорт из РФ на 45 млрд. кубов в год. И это, судя по тенденции последних нескольких лет, представляется реалистичным прогнозом.