Неожиданным поворотом событий обозначилась сегодняшняя церемония вручения госпремий в Кремле. В речи, произнесенной после получения награды от президента, Александр Сокуров коснулся темы гибели российских военных, об этом стало известно журналистам раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Ежегодно в рамках празднования Дня России глава государства вручает награды за особые достижения деятелям российской науки и культуры. В этом году премии получили семеро россиян. Примечательно то, что двое из трех деятелей культуры отошли от традиции произношения однотипных хвалебных речей патриотического содержания.
Актриса Чулпан Хаматова от произнесения речи отказалась, лишь поблагодарила главу государства за вручение премии. Режиссер Александр Сокуров в своем выступлении коснулся довольно резонансной в настоящее время и болезненной для общества темы гибели российских военнослужащих.
После получения награды режиссер отметил в речи, что, несмотря на праздник, на душе у него тревожно. Причиной для тревоги он назвал то, что отечество идет по трудному и тяжелому пути, конечная точка которого неизвестна. «И я хотел бы попросить Бога, чтобы он уберег нас от ошибок, сохранил жизни наших солдат и офицеров, и чтобы все у нас было по-человечески», – сказал Сокуров.
Режиссер поблагодарил своих коллег, которые его поддержали, несмотря на позицию Сокурова по украинско-российскому конфликту и политике, которую ведет теперешние российское правительство. Коллег он поблагодарил за труд и понимание, выразив убеждение в том, что на его месте мог быть любой другой достойной человек. Режиссерам, которые поняли его позицию, Сокуров выразил «сердечную благодарность».
В России назревает жесточайший конфликт внутри общества – Александр Сокуров.
В номере газеты «Новое время» от 3 апреля текущего года опубликовано интервью с режиссером, в котором он рассказал о своем видении событий в российском обществе и роли киноискусства в процессе изменения человеческого сознания. Он убежден, что впечатление о могуществе режиссеров является обманчивым, и создается самими киношниками.
Рассказал Сокуров о том, что подавляющее большинство работников киноиндустрии обладают весьма поверхностным образованием, поэтому их ценность, как защитников культуры, сомнительна. Как человек, живущий в России, режиссер отметил, что не чувствует себя каким-то проводником, скорее, наоборот, уверен, что в стране своей он простой киноработник.
С утверждением о том, что кинематограф обладает силой, способной изменить общий фон в обществе, Сокуров согласен, но убежден, в необходимости объединения и совместной деятельности киношников, желающих добиться серьезных изменений. Однако в настоящее время присутствует только единение кинематографистов, превращающих кино в товар, то есть, их объединяет стремление к получению прибыли.
Сам титулованный режиссер относит себя к той немногочисленной части кинематографического сообщества, которая руководствуется в первую очередь гуманитарной мотивацией. Однако и режиссерам, придерживающимся такого мнения, довольно трудно объединиться. Сокуров рассказал, что ему не удается убедить коллег в Санкт-Петербурге в том, что упор на сцены насилия в кинолентах делать не следует.
Сам факт объединения, по мнению режиссера, в теперешней российской ситуации невозможен в принципе. На данное время, по убеждению Сокурова, в российском обществе назревает жесточайший конфликт. Для того чтобы появились люди, способные собирать из всех разрозненных кусочков одно единое общество, убежден режиссер, должна произойти трагедия и пройти немало времени.
Отметил режиссер, что лидеры мнений в российском художественном мире в настоящее время отсутствуют. По убеждению Сокурова, не способствует появлению лидеров из мира искусства драматичный, острейший политический кризис. Кроме того, некоторые творческие люди российскую территорию уже покинули, как тонущий корабль.
Влияние ситуации в стране на содержание кинолент.
На стилистику кино в России, как и во всем мире, по словам режиссера, общественно-политическая ситуация влияет очень значительно. В настоящее время в России, отметил Сокуров, можно наблюдать, как из популярных тенденций в производстве кинолент исчезают сюжеты о нежности, человечности и взаимопонимании.
Взамен фильмов спокойных на экранах появляются новинки, где герои неврастенические, пребывают в истерике, пограничном состоянии. В современных фильмах наблюдается также смена ценностей, все больше появляется кинолент о жестокости, конфронтации, ненависти. Исчезают из проката и экранов произведения идиллического характера, хотя канонические религиозные книги велят показывать людям любовь.
Учитывая мировоззрение Сокурова, несложно догадаться, что в России жить ему не слишком комфортно. О трудности пребывания в России говорит и сам режиссер. Он признается, что его целыми неделями может не покидать ощущение существования в жестяном гробу. Режиссер утверждает, что он исполнен тревоги на будущее своей страны, сердечную боль у него вызывает каждый политический поступок в России. Кроме того, у Сокурова присутствует боязнь смерти от внутреннего предчувствия негативных событий в будущем России.