Николай Полозов является одним из трех российских адвокатов украинки Надежды Савченко, которые в условиях специфического российского правосудия пытаются помочь своей подзащитной. «О том, какой смысл в работе адвокатов, когда судилище над Савченко проходит по политическим мотивам, Полозов рассказал «Укринформу», - передает издание «Биржевой лидер».
Как рассказал Полозов, сейчас главное событие - годовщина с того момента, как Савченко оказалась в плену. Как известно, в июне прошлого года она была захвачена представителями батальона луганских сепаратистов «Заря», которым на тот момент руководил нынешний лидер ЛНР И. Плотницкий. Это произошло во время боя у поселка Металлист. Позднее Плотницкий организовал доставку Савченко на российскую территорию, где она попала в руки российских правоохранителей.
На данный момент, по словам Полозова, Надежда выглядит хорошо, она полноценно питается, а негативных последствий голодовки удалось избежать. Вес Надежды около 70 килограмм. Она ведет активную подготовку к суду и в данное время заканчивает ознакомление с материалами дела, изучает представленные ей вещественные доказательства. В целом она ожидает, чтобы поскорее начались судебные заседания, потому что неопределенность уже надоела. Из негативных событий российский адвокат выделил историю с деятельностью украинского адвоката В. Чевгуза, это теперь уже бывший адвокат Савченко, который согласно российскому законодательству не мог подключиться к работе с Надеждой в качестве ее адвоката, но пытался это сделать как общественный защитник. Теперь Надежда попросила его не вмешиваться в российские дела, и он продолжит оказывать поддержку ее матери, Марии.
С другой стороны, российские адвокаты продолжают сотрудничество с А. Плахотнюком, ранее он работал с Юлией Тимошенко, а сейчас также представляет интересы Савченко в Украине и очень помог в поиске и подборе доказательств ее невиновности. Чевгуз же не успокоился, а пользуясь доверием Марии Савченко, попытался внедрить в дело еще одного адвоката из Москвы. В целом это похоже на попытку развалить деятельность группы адвокатов, ныне работающих с Савченко, аналогичная ситуация была в деле Pussy Riot. Осуществляются попытки представить деятельность нынешних адвокатов Надежды как работу на пиар, а подзащитная в этом деле якобы выступает только в роли слепого орудия. Надежда уже письменно отказалась как от помощи Чевгуза, так и нового московского адвоката. При этом Полозов отметил, что непонятно зачем вообще сейчас вводить нового адвоката, когда расследование закончено, и дело скоро окажется в суде.
Объем дела Савченко уже вырос до 39 томов. Это тысячи страниц информации, которые необходимо проанализировать, хоть там и много документов технического характера. При этом в ходе расследования версии следствия постоянно пересматривались. Согласно последним изменениям, Надежда пересекла границу (самостоятельно, как и ранее утверждало следствие) уже не из Луганской области в Воронежскую, а из Донецкой области - в Ростовскую, а затем на попутках зачем-то перебралась в Воронеж. Очевидно, что все это очередная фабрикация фактов, и таких перемен в версиях следствия было немало. Все это свидетельство того, что в России произошла глубокая деформация правового поля. Это явно проявляется, когда есть определенный интерес власти. Именно так и произошло в деле Савченко. Расследованием руководят с самых верхов, для этого и организовали похищение Надежды и судилище над ней. Очевидно, что в этих условиях обвинительный приговор неизбежен, особенно с учетом того, что по инкриминируемой Савченко статье суд присяжных невозможен.
Предстоящий суд, как считает Полозов, должен стать приговором в большей степени российской власти и российской системе правосудия. Поскольку, когда идет речь об интересах власти, о правосудии нельзя говорить в принципе. В случае если удастся это показать, то России придется считаться с мировым общественным мнением и в дальнейшем выдать Савченко или обменять. Снова пиар? Но какие есть альтернативы в данной ситуации? Просто согласиться с обвинениями? В этом нет смысла, а шум в медиа может заставить власть хоть с чем-то считаться, вопреки предвзятости суда, максимально показать непричастность Надежды к гибели российских журналистов и другим преступлениям, которые ей приписывают.
Ближайшие перспективы - это окончание ознакомления с материалами дела и подача ходатайства о прекращении дела. Далее дело рассмотрят в прокуратуре, а через месяц начнутся предварительные слушания и потом - основные. Выходит, середина августа - это срок, когда начнется суд, излюбленное время, когда власть проводит подобные рассмотрения дел – время, когда медийный интерес в обществе находится на минимуме. Также пока вызывает вопросы место, где состоится суд. Согласно существующей практике, суд должен проходить вблизи того места, где было совершено преступление, но с учетом того, что речь идет об Украине, то тут могут быть разные трактовки. «Ранее назывался Воронеж, теперь появился Ростов, возможно, поэтому была придумана версия с переходом границы в Ростовской области», - считает адвокат.
Интерес вызывают те краткие выступления, которые делает на судебных заседаниях Савченко. В них ей удается в краткой и доступной форме передать свои месседжи. По словам Полозова, в этом вопросе адвокаты не имеют на Надежду никакого влияния, к таким выступлениям она готовится сама, и адвокаты в принципе не могут управлять такой яркой личностью, как она.