По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, глобальные изменения в вопросе формирования цены на жидкие углеводороды на мировом профильном рынке произойдут не ранее, чем в годы, следующие за 2025.
Он, в частности, заявил, что, исходя из нынешней ситуации со средними показателями стоимости сырой нефти в диапазоне 50–60 долларов за бочку, и при том, что устойчивости на рынке не наблюдается, равно как и процессов, свидетельствующих о стабилизации, необходимо принимать к сведению вложения в разведку, сделанную в ближневосточном регионе, и не следует забывать о сланцевой добыче. Исходя из этого, он полагает, что в период с 2025 по 2035 годы будут серьезно изменены принципы ценообразования по причине того, что добыча сланцевой нефти снизится, а бюджеты государств-экспортеров, и в том числе входящих в ОПЕК, вынуждены будут заложить поступления от продажи энергоносителя на более высоком уровне. Все это, вне всякого сомнения, спровоцирует рост котировок.
Перед этим, во время выступления в рамках Петербургского мирового форума экономики (ПМЭФ), Сечин утверждал, что в настоящий момент на ценообразование оказывают влияние только низкие сопутствующие расходы нефтедобывающих предприятий, одновременно игнорируются расходы по статьям так называемого «полного цикла» - к примеру, траты на выведение из эксплуатации истощенных скважин и многие аналогичные. «Упавшая стоимость сырья, - полагает он, - не позволяет поддерживать нужный уровень капиталовложений в эту сферу».
Кроме того, Сечин спрогнозировал, что к 2035 году стоимость нефти может достигнуть 175 долларов за бочку.
При этом он начал говорить на форуме, констатировав то обстоятельство, что перспективы энергетического рынка остаются туманными. В числе прочего он заявил, что, даже пребывая на пороге нефтяного кризиса, все игроки рынка проглядели его скорое наступление. Он отметил, что в настоящее время на рынке отсутствует как баланс, так и ясность перспектив.
«Фиксируемые в настоящее время нефтяные котировки состоялись вовсе не благодаря разумному снижению издержек производителей нефти, и они не в состоянии обеспечить устойчивое возмещение нефтяникам их сопутствующих добыче расходов», - говорил руководитель «Роснефти» Игорь Сечин в своем выступлении на сессии, посвященной вопросам достижения нового баланса на нефтяном рынке и его последствиям.
Он заявил в числе прочего, что в проблеме ценообразования имеют место тенденции, возникшие в результате демпинговой политики некоторых игроков, что делается в связи с попыткой передела рынка. Однако такие тенденции не могут в принципе носить долгосрочный характер и не смогут оказать существенное влияние на перспективы развития отрасли. Он указал, что в том случае, если нефтяные цены не будут соответствовать требованиям реальности, то в результате могут пострадать не только производители, но и рядовые потребители.
Он также отметил, что уже сейчас заметное снижение капиталовложений международных компаний в большие и долговременные проекты фиксируется повсеместно. В результате в ближайшие несколько лет произойдет серьезное снижение нефтедобычи.
У игроков не хватит резервов поддерживать низкие цены на нефть долго – Сечин.
«Против длительного понижения стоимости нефти, - уверяет Сечин, - играет и то обстоятельство, что большинство нефтедобывающих государств в настоящий момент живут с бюджетным дефицитом и предпринимают попытки увеличить свою выручку за счет увеличения добычи, что в результате, скорее всего, приведет к коллапсу отрасли».
«Политика удержания стоимости на нынешнем уровне не сможет выстоять на протяжении длительного времени», - заявил Сечин. По его словам, резкое снижение котировок повысило градус борьбы за захват новых рынков сбыта, в результате чего в прошедшем месяце разница между спросом и предложением на нефтерынке достигла фантастических 3 миллионов баррелей в день.
Сейчас на мировом рынке отсутствует и баланс, и ясное представление о перспективах. Одни страны пытаются заниматься демпингом, а другие стараются возлагать надежды на базовые факторы, предполагающие более длительные перспективы. Как сказал Сечин, будущее покажет, кто был прав в этой ситуации.
Прекрасной альтернативой нынешней ситуации Сечин считает вариант, когда нефть стоит 80 долларов за баррель, с возможностью роста, который, как ему кажется, дал бы возможность минимизировать ценовые шоки и избежать критических финансовых трат и одновременно мог бы поспособствовать оздоровлению рынка, повлияв на сбалансирование спроса-предложения.
Рассуждая о будущем изменения нефтяных цен в следующие годы, Сечин в качестве аргумента процитировал данные американского агентства, работающего в сфере сбора информации в энергетическом секторе, согласно которой, совокупная добыча углеводородов в США в течение пяти лет будет расти, впоследствии наступит стабилизация, а затем производство начнет падать.
Перед этим Сечин, базируясь на прогнозах американских аналитиков, утверждал, что через 15 лет стоимость сырой нефти достигнет 120–130 долларов за бочку.
Сечин отметил, что нефтедобыча в России в ближайшей перспективе сохранится в тех же объемах ввиду того, что сопутствующие расходы, а налогообложение дает возможность предприятиям смягчать падение стоимости благодаря механизму уменьшения экспортного сбора.