Невыполнение минских договоренностей рано или поздно будет стоить России новых санкций со стороны Запада. Если верить российским чиновникам, то в ответ они также готовы усилить меры ограничения. «Над тем, что может предложить Москва против западных санкций размышляет для Deutsche Welle российский журналист К. Эггерт», - передает издание «Биржевой лидер».
Как известно Евросоюз продлил срок действия санкций против России, причем как за аннексию Крыма, так и за помощь в дестабилизации Украины на Донбассе. Премьер-министр РФ Д. Медведев дал распоряжение подготовить документ по продлению российских санкций против многих стран Запада относительно продуктового эмбарго. Как видно, санкционный режим становится обыденной реальностью жизни. При этом США и ЕС уже объявили, что за обострение ситуации на востоке Украины последуют дополнительные ограничения. К слову, ситуация на Донбассе и так не слишком спокойная, просто после обострения боев в январе и последующих февральских соглашений в Минске произошло общее успокоение ситуации, которое сопровождается периодическими обстрелами и отдельными стычками на линии разделения сторон. Такова ситуация уже около четырех месяцев, но политическое урегулирование конфликта не наступает, как не получают какой-либо статус контролируемые Москвой сепаратистские регионы.
Согласно Минским договоренностям, Украине должны вернуть утраченный контроль над частью восточной границы, но в Москве не спешат способствовать такому развитию событий. Секретарь Совбеза РФ Н. Патрушев недавно прямо дал об этом понять, и это объяснимо, ведь с утратой контроля на границе сепаратистская операция будет окончательно похоронена, а значит, украинская власть одержит победу. Как отмечает автор, ему не раз уже приходилось слышать от иностранных дипломатов, что российские чиновники верхнего звена постоянно им твердят – заставьте украинское правительство отказаться от перспективы присоединения к НАТО, и для них все станет намного легче. Однако сложно представить, как это может быть реализовано на практике. Ни президент Порошенко, ни глава правительства Яценюк не могут публично отречься от провозглашенного курса на сближение с Альянсом, особенно в нынешних условиях, это все равно, что объявить себе политический приговор.
Также невозможен и прямой диалог с якобы «народными республиками», хотя этого настойчиво продолжает требовать Путин, в том числе и на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге. То есть с российской стороны продолжаются настойчивые требования к Западу «обуздать», «приструнить», «заставить» власти в Киеве принять условия, предлагаемые Москвой. Там продолжают придерживаться убеждения, что в Киеве сидят одни марионетки Запада, которые лишены какой-то легитимности. Риторика Москвы становится все жестче, и нет предпосылок к тому, что она изменится в обозримое время. Поэтому Эггерт предполагает, что Минским договоренностям не суждено быть выполненными.
Невыполнение договоренностей означает введение новых санкций. Так, по крайней мере, обещали США и их европейские союзники. Вероятно, Россию будут ждать новые ограничения относительно официальных лиц, финансовых учреждений и прочее. Одним из самых неприятных ударов может стать запрет на сотрудничество американским и европейским финансовыми учреждениям с некоторыми российскими государственными банками, что, скорее всего, может для них означать крах. Для поддержания таких банков на плаву государству придется потратить немало средств. Но еще неприятнее политические последствия банкротства государственных финучреждений, поскольку результаты непредсказуемы и точно страшнее денежных трат из казны. Также возможны ограничения на поставки технологий для нефтегазодобычи и оборонного сектора экономики. В Москве продолжают надеяться, что найдут их в третьих странах и закупят через посредников или найдут аналоги в Китае, но, скорее всего, это будет, во-первых, дороже, а во-вторых, технологии могут оказаться худшего качества и ненадежные.
Ко всему следует добавить новую проблему – арест российских активов по делу ЮКОСа. На это в Кремле прогнозируемо отреагировали не только как на большую и несправедливую денежную претензию, но и как на очередное проявление антироссийской кампании Запада. Пока что еще непонятно, ответит ли Москва встречными исками или пойдет на похожие аресты западной собственности на своей территории. Однако в любом случае эта ситуация грозит в дальнейшем серьезными проблемами в разных точках мира, особенно с учетом того, что ряд чиновников экономического блока уже однозначно заявили, что государство не будет платить по данной претензии.
Что может в ответ предложить Москва? Ходят слухи, как отмечает автор, что под запрет попадут цветы из Евросоюза и шоколад. Но тут нужно помнить, что любое ограничение имеет обратную сторону. Возможно, среди граждан по этим запретам не будет демонстраций, но неприятное ощущение от нехватки чего-то, что было привычным еще недавно, останется, а неприятные эмоции склонны к накоплению. Кроме того, по-прежнему в руках Кремля остается контроль над ситуацией на Донбассе, где он может устроить очередное обострение, стремясь все же склонить Запад к тому, чтобы он надавил на власти в Украине. К этому может подтолкнуть и то, что в Вашингтоне так и не намерены предоставить оружие для Украины. Пока в Белом доме правит Обама, а до момента его смены на новую администрацию в запасе у Путина остается полтора года.