Несмотря на осторожные заявления российских властей, что самое худшее уже позади, бизнес не верит в окончание кризиса, опасается резких скачков курса российской нацвалюты и ждет серьезных экономических реформ. Об этом журналисты издания РБК говорили на петербургском форуме с топ-менеджерами и владельцами крупнейших российских компаний.
Андрей Кузяев, владелец телекоммуникационной компании «Эр-телеком», отмечает, что «кризис - это период возможностей». «Всегда после кризиса наступает рост. Однако я заметил, что крайне мало говорят о необходимости проведения реформ, а еще меньше - о том, что за период высоких цен мы уже привыкли жить не по средствам. Каждый человек, каждая семья тратила гораздо больше, нежели могла себе позволить. Еще одна проблема - это производительность труда. Третья проблема заключается в том, что во многих отраслях требуются серьезные технологические изменения. Однако большинство людей интересует лишь один вопрос - когда вырастут нефтяные цены и мы сможем вернуться в сытое прошлое. Однако, вероятнее всего, этого не случится», - отмечает эксперт.
Также Кузяев отмечает, что телекоммуникационная отрасль, также как и другие отрасли, переживает кризис. «Прежде всего, страдает b2b-бизнес. Тут происходит значительное снижение расценок, компании начали меньше потреблять наших услуг, многие представители среднего и мелкого бизнеса, а это наши главные клиенты, и вовсе от них отказываются. Это очень прискорбно. 20 процентов компаний из среднего и малого и бизнеса, когда грянул кризис, свернули свою деятельность. Но тем не менее сектор b2c в телекоммуникационном бизнесе в кризисный период, наоборот, остается стабильным и не падает. Так в кризис 2008 года было, и так сейчас», - рассказывает Кузяев.
Очевидно, отмечает он, что на данный момент ситуация более стабильна, нежели когда курс был около 70 рублей за доллар, когда баррель нефть стоил 40 долларов, а кредиты - 17 процентов. «Однако является ли это выходом из кризиса? Скорее всего, что нет. Источник выхода из кризиса - это не только изменение макроэкономических показателей, а и перестройка экономической системы. Нам нужно создать источники роста путем повышения эффективности, а также увеличения производительности труда. А в этом плане мы продолжаем оставаться на дне», - отмечает он.
Нужно дать людям то, чего они хотят.
Стефан Дюшарм, глава X5 Retail Group, отмечает, что российская экономика в настоящее время не в самом простом состоянии. «Потребитель столкнулся со снижением реальных доходов. В связи с этим, он более внимательно смотрит на ценники, ищет акции, а если в категории предлагается что-то более дешевое, он выбирает эти товары. Наша задача заключается в том, чтобы постараться помочь покупателю в этой ситуации. Мы активно проводим акции, мы усилили работу с поставщиками по сегменту так называемой «первой цены». Мы видим, что, хотя в стране и кризис, в Российской Федерации есть средний класс. Мы думаем, что средний класс желает посещать нормальный европейский супермаркет, где предлагается хороший ассортимент. Несмотря на кризисные явления, категория «фреш», качество товаров, тема здоровья становятся с каждым годом более важным для покупателя. Такого рода аудиторию можно обслужить в супермаркете, где имеется широкий ассортимент таких видов товаров», - отмечает Дюшарм.
Согласно словам Михаила Гуцериева, совладельца группы БИН; совладельца нефтяных компаний «Нефтиса» и «Русснефть», сложнее всех тем, кто строит, сдает или арендует недвижимость. «Гостиничный бизнес, строительный бизнес, офисный бизнес, они напрямую зависят от разницы курса. Курсовые колебания можно сравнить с человеком, у которого случился гипертонический криз. Он плохо себя чувствует, его тошнит и кружится голова и ему кажется, что он скоро умрет. В подобном состоянии сейчас находится все, что связано с торговыми центрами, гостиницами и арендой», - отмечает он.
Рыночная экономика будет развиваться.
«Российская Федерация продолжает оставаться приверженной рыночной экономики. Даже в наиболее сложные времена конца минувшего года, когда наблюдалась значительная волатильность курса валют, было не совсем понятно, чем это падение закончится и насколько глубоким будет кризис, но, тем не менее, Россия не стала вводить каких-то ограничителей в рыночную экономику. Не были, в частности, введены ограничители по свободному хождению валюты. Это значит, что в этом государстве рыночная экономика будет развиваться и регулировать то, как работает бизнес, а также будет создавать новые возможности. Если раньше мы жили в экономике, где деньги возникали в большинстве от высоких нефтяных цен, то в настоящее время эти доходы уменьшились. Однако по законам рыночной экономики доходы должны возникнуть еще где-то. А возникнуть они могут лишь в иных секторах экономики. Для инвесторов, это значит, что будут новые рынки, а также новые возможности для инвестирования. И это, по моему мнению, очень позитивный сигнал», - отмечает Михаил Шамолин, президент АФК «Система».
Он подчеркивает, что при падении нефтяных цен практически до 50 долларов и снижению доходов почти в два раза, получить снижение ВВП РФ в текущем году на 2-3 процента - это не самый плохой результат.