За первые пять месяцев текущего года в метрополитене Москвы правоохранители задержали 980 попрошаек. В прошедшем году за такой же период полицейские задержали в 2,3 раза больше попрошаек в подземке (более 2200 человек).
Согласно мнению Олега Гагарина, замначальника отдела охраны общественного порядка УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по Москве, такая тенденция, возможно, связана с ситуацией в экономике страны - столичные жители стали меньше подавать. Он подчеркивает, что абсолютное большинство попрошаек в подземке являются профессиональными вымогателями, которые на сочувствии делают бизнес.
По словам Гагарина, правоохранители в настоящее время реже задерживают попрошаек, поскольку тех «стало гораздо меньше». «Вероятнее всего, дело в экономической ситуации, - отметил он. - Возможно, люди меньше начали подавать. Однако дело тут не только в экономике. На борьбу с попрошайками нацелены наряды полиции. Мы все время предупреждаем наших граждан, что большая часть тех, кто прикидывается нищими и беспомощными, просто обманывают окружающих. Они на сочувствии делают бизнес. А по-настоящему нуждающихся среди попрошаек только единицы».
Согласно словам Гагарина, в основном попрошайки московской подземки – это цыгане, многие из которых приехали из Молдовы. По его мнению, цыгане уехали домой или в иные государства, когда бизнес в России стал менее прибыльным.
Большинство попрошаек - фальшивые нищие.
Олег Гагарин пояснил, что профессиональных попрошаек можно привлечь к ответственности по нескольким статьям. Как нередко выясняется, они являются нелегальными мигрантами. Их наказывают за нарушение миграционного законодательства. В таком случае нарушителей задерживают полицейские, а потом ими занимается Федеральная миграционная служба (ФМС). Их ждет до 7 тысяч рублей штрафа, а также выдворение из страны. Можно также применить статью об админнарушениях - «Приставание к гражданам в общественных местах». В этом случае грозит штраф до 500 рублей. Гагарин отметил, что штрафы могут выписываться уполномоченными сотрудниками метро либо ГКУ «Организатор перевозок».
Также Гагарин подчеркнул, что в мае месяце Мосгордума утвердила новые размеры штрафов для попрошаек - до 5 тысяч рублей, а также прописала сам термин «попрошайничество». «На данный момент идет обсуждение механизма работы по указанной поправке, - сказал Гагарин. - Полицейские могут выписывать протоколы по нарушениям, прописанным в федеральном законодательстве. А так как тут идет речь о КоАП Москвы, то этим будет заниматься организация города - ГКУ «Организатор перевозок». Гагарин подчеркнул, что поправка позволит навести порядок в метро.
Елизавета Глинка, глава фонда «Справедливая помощь», тоже говорит, что большинство попрошаек в подземке - это фальшивые нищие. «Безусловно, настоящие нуждающиеся существуют. Могут они пойти в метро? Я думаю, что отчаявшаяся бабушка может пойти и попросить на хлеб. Однако я согласна, что большинство, а особенно те, кто собирает детям на операцию или говорит, что он погорелец, жертва войны из Донбасса (для них работают пункты помощи) - фальшивые, - считает она. - Был случай, когда доброволец привел ко мне женщину, собиравшую в метро средства на операцию дочери. Она имела при себе историю болезни. Я попросила показать документ, а там были просто чистые листы. Однако я не призываю вообще отказывать в милостыне. Каждый должен поступать по своему усмотрению. Может так случиться, что история болезни будет настоящей, и человек в отчаянии пошел на такой шаг, как милостыня. Просто перед тем, как подать, это можно проверить».
Пожертвований стало меньше.
Как ранее сообщалось, многие благотворительные фонды после начала кризиса стали меньше получать пожертвований - в основном от компаний. Так, в декабре минувшего года православная служба помощи «Милосердие» потеряла около 17 процентов пожертвований, а благотворительный фонд «Предание» - почти 50 процентов.
В фонде помощи хосписам «Вера» рассказывают, что обычные люди, несмотря на экономическую ситуацию, продолжают помогать. «Мы опасались, что пожертвований станет меньше, - отметила сотрудник фонда Елена Мартьянова. - Компании действительно стали меньше перечислять денег, однако ситуация выравнивается. Следует отметить, что обычные граждане не стали помогать меньше. Возможно, с нашей стороны приходится прикладывать больше усилий, чтобы донести людям информацию о нуждающихся. В настоящее время все благотворительные фонды устраивают для этого разные мероприятия. В поддержку детского хосписа мы проводили «Сладкий день». В пользу фонда некоторые устраивают дни рождения - вместо подарков просят поддержать пациентов хосписа. Выросло число людей, которые переводят незначительные суммы - 50, 100 или 200 рублей. Возможно, кризис сплачивает людей. Они больше понимают, что надо помогать друг другу».
Согласно словам Леонтия Бызова, ведущего научного сотрудника Института комплексных социсследований РАН, по готовности оказать друг другу помощь «мы сильно отстаем от жителей многих иных государств и от себя самих в советском прошлом». «Большинство людей не готовы к систематической благотворительности», - отмечает он.