При диктатуре власть требует от людей не просто непротивления, а и согласия на происходящее, то есть, по сути, соучастия в нем. А отказ от этого - это вопрос даже не политического, а нравственного выбора. Такое мнение выразила в своей статье Жанна Немцова, дочь убитого в феврале месяце российского оппозиционера Бориса Немцова.
«Тот, кто отказывается быть соучастником, становится врагом действующей власти, даже если он является противником насильственных действий против нее. Такой отказ однозначно приводит к большим проблемам и лишениям. Однако некоторые люди просто не могут поступить по-иному, человеческие качества и особенности характера заставляют их бросить вызов системе. Такого рода этический выбор сделали Ежи Попелушко, Вацлав Гавел, Андрей Сахаров. Такого рода выбор сделал и мой отец. Депутаты Европарламента выступили с идеей наградить моего отца премией имени Сахарова и я очень этим горжусь», - пишет Немцова.
Согласно ее словам в последние годы путинский режим в Российской Федерации начал приобретать совсем новое качество. Относительно мягкий авторитаризм нулевых стал эволюционировать в направлении тоталитаризма, при этом после аннексии Крымского полуострова - с большой скоростью. «Становится все сложнее оставаться в стороне от политики. Многие оказались перед нравственным выбором: или-или. Либо, осознавая все, делать вид, что ничего не случается, и ненавязчиво принимать участие во властных играх - так называемый феномен раздвоения личности, что в РФ считается конструктивной и взвешенной позицией. Или быть собой и сказать смело и открыто о страшных, кошмарных последствиях происходящего, а также об опасности действующего президента Путина. В моей стране таких людей называют радикалами. Известные российские рок-звезды Юрий Шевчук и Андрей Макаревич никогда политикой не занимались. Однако стоило им всего лишь демонстративно отказаться от участия в вакханалии по поводу аннексии Крымского полуострова и сказать, что они сторонники мира, как против них сразу же была развернута целая кампания травли. Их объявили национал-предателями», - пишет Немцова.
Вопрос нравственного выбора.
Жанна Немцова подчеркивает, что многие люди самых разных профессий, которых власть пытается сделать своими соучастниками, бунтуют и идут из системы, или их выдавливает система. В качестве примера Немцова напоминает об известном экономисте, бывшем ректоре Российской экономической школы, а в настоящее время профессоре Сергее Гуриеве, который покинул Российскую Федерацию в 2013 году. Согласно его признанию в ходе интервью изданию «Газета.Ру», он пострадал от режима, при этом не являясь профессиональным политиком, а просто по той причине, что высказывал собственное экспертное мнение. А профессор высшей школы экономики Константин Сонин, пишет Немцова, уже в текущем году решил переехать работать и жить в Соединенные Штаты. В своем ЖЖ Сонин сказал, что причины этому лежат в профессиональной плоскости, однако и политические события последнего времени тоже являются основанием. «Он не стал вдаваться в подробности (речь о Сонине), однако сказал, что это является вопросом жизненной траектории. Позволю себе интерпретацию - может быть, и ошибочную: это вопрос нравственного выбора. И подобных случаев становится больше», - отмечает Немцова.
Проблема нравственного выбора, отмечает автор, наиболее актуальна для журналистов. Согласно словам Немцовой многие СМИ превратились в инструмент манипуляции мнением общества в интересах власти. Она подчеркивает, что в последнее время при помощи СМИ в обществе насаждается «идеология близкая к фашистской». Журналист, который не имеет возможности высказать собственное мнение об этой достаточно важной для государства проблеме, не может нормально выполнять свои профессиональные обязанности.
«Частный телеканал РБК - там я работала, в систему путинского агитпропа не входит. Врать меня не заставляли, однако не чувствовалось и полной свободы слова. После аннексии Крымского полуострова ситуация стала ухудшаться и внутри коллектива канала напряжение даже нарастало. Последние события разделили людей на два неравных лагеря. Я оказалась в меньшинстве, поскольку осуждала захват Крыма и дальнейшую агрессию РФ. В конце минувшего года руководство канала предложило отцу серию авторских программ о работе в Ярославской области как депутата под названием «Другой». И было поставлено условие: про Путина – ни слова, говорить исключительно о проблемах региона и собственных инициативах по их решению. Отец с энтузиазмом взялся за это дело, однако после того, как вышла первая программа, под надуманным предлогом проект был закрыт. В какой-то момент я поделилась с отцом своими опасениями, что наше государство и мы все вместе с ним стоим на пороге чего-то очень страшного. Но папа всегда был оптимистом. Он гордился тем, что у меня хорошая и интересная работа, и как бы все получается, поэтому я приняла решение потерпеть и даже с чем-то смириться. Но после убийства папы моя жизнь перевернулась. Снова все мы оказались перед выбором: заявить о своей позиции, вступив в открытую конфронтацию с госмашиной подавления или промолчать. Путинский режим у меня отнял все, поскольку отец и был для меня этим всем, по этой причине оставаться в стороне, делая вид, что ничего не случилось, я не могла. Я была обязана заявить о политической ответственности, которую несет Путин за убийство моего отца», - пишет Немцова.