Заоблачные рейтинги поддержки Путина являются ни чем иным как отражением извечной веры русского народа в «доброго царя».
В последнее время в России активизировались дискуссии о монархии. Однако, как показывает история, потомки монархических династий на постсоциалистическом пространстве плохо интегрируются в общественно-политическую жизнь новых государств, пишет российское издание Ведомости. И речь не только о том, что им не удается вернуть хотя бы часть своей былой собственности. Им трудно вернуть симпатии соотечественников после десятилетий хулы коммунистической идеологии. Но еще более важно то, что новые лидеры постсоциалистических государств научились трансформировать ностальгию по монархии, как крепкой руке в свою поддержку.
Завтра, 17 июля, грядет очередная годовщина варварского расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Но масштабных мероприятий по этому поводу не будет. Государственная идеология в России выстроена очень хитро: прославление былой «великой России» проходит без упоминания царя-батюшки, как будто государство расширялось и развивалось само по себе. Поэтому восстановления монархии в стране хочет всего от 10 (по данным Левада-центра) до 15 процентов (по данным ФОМ). Наверняка число россиян, желающих заиметь твердую государеву руку, больше, но значительная их часть просто переключила свои желания на квазицаристские иллюзии, воплощением которых является нынешний президент Владимир Путин.
На руку Кремлю играет и ошибочная политика потомков царской династии Романовых, которые лишь эпизодически появляются в российском публичном пространстве и демонстративно избегают обсуждения политических проблем российского общества. Не удивительно, что при такой позиции потомков Николая II вопрос о возвращении им хотя бы части собственности даже не обсуждается. Да и нет в императорской фамилии фигур, равных королю Испании Хуану Карлосу, который после возвращения на трон сумел завоевать любовь нации.