Российская Федерация, несомненно, могла бы вернуть себе статус продовольственной сверхдержавы, принимая к сведению имеющиеся в ее распоряжении огромные земельные и водные запасы. Об этом безапелляционно заявляет в своем материале, опубликованном в американском издании The Wall Street Journal сотрудник «Института анализа глобальной безопасности» Ариэль Коэн.
Он отмечает, что у нее все еще имеется потенциал для этого, но главный вопрос состоит в том - кому будет принадлежать это продовольствие - странам Запада или Китаю? Американский кремленолог полагает, что для того, чтобы Россия вернула себе статус мировой сельскохозяйственной державы, которым она владела около века назад, Москва должна будет обеспечить упрощенный выход на внутренний рынок зарубежным компаниям.
В своем обширном материале американский теоретик раскрывает основные проблемы преследующие современный агрокомплекс России и поясняет в чем, по его мнению, кроются причины его низкой эффективности. В первую очередь, заявляет Коэн, проблема в нечетких формулировках описывающих права собственности, после этого он упомянул о коррупции, а кроме того, отметил, что в сельском хозяйстве невозможно поддерживать и повышать уровень квалификации. Также отрасль в целом очень плохо финансируется, а при описании инфраструктуры в сельском хозяйстве американский специалист использовал слово «неадекватная».
Кроме всего прочего, специалист считает, что власти России осознают величину этой проблемы, и намереваются поспособствовать ее решению, прибегнув к помощи Китая. Эксперт отмечает, что имеются определенные малозаметные признаки говорящие специалистам о том, что Россия задумывается о привлечении восточного соседа для того, чтобы разрешить собственные сельскохозяйственные проблемы. В качестве аргумента ученый напоминает о том, что совсем недавно подчиненная компания Huae Sinban, сообщила о своем намерении взять в наем почти 120 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий на Дальнем Востоке. По словам российских госслужащих в результате этого местные власти смогут получить почти полмиллиарда долларов за полвека.
В числе прочего, Коэн также считает нужным предложить и другой вариант. По его мнению, власти России могли бы попросить американские и иные западные фирмы заняться организацией промышленного сельского хозяйства в таких регионах как Черноземье, Сибирь, в южных округах страны и в волжском бассейне.
Тем не менее нелегко поверить в то, что в ближайшем будущем, российское правительство даст согласие пустить на свою землю западные компании. Проблема тут совсем не во введенных рестриктивных мерах. В настоящее время Россия занята вопросом развития как раз территорий Дальнего Востока, которые все еще мало освоены и слабо заселены. Однако Коэн сомневается в том, что Китай будет относиться к ресурсам России ответственно и честно.