Российская Федерация отказывается обсуждать проблему демаркации грузинской территории российскими пограничниками. После очередной встречи заместителя главы Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зурабом Абашидзе, МИД России в сообщении для средств массовой информации заявил, что данный вопрос - это вопрос исключительно Южной Осетии и Грузии.
«Такого рода вопросы должны напрямую обсуждаться с южноосентинскими властями. Для этого есть формат механизма по предотвращению и реагированию на инциденты. Речь, по сути, идет о новой попытке омрачить работу по стабилизации обстановки в регионе», - отмечается в сообщении от 15 июля текущего года.
Напомним, 10 июля этого года в Цхинвальском регионе российскими пограничниками были установлены новые знаки, которые отмечают «границу» с Грузией. Более того, в этот раз баннеры появились в нескольких сотнях метров от центральной автомагистрали Тбилиси-Гори. МИД Грузии осудило «провокационные действия, целью которых является дестабилизация положения на месте», и через швейцарское посольство передало Российской Федерации ноту протеста.
Евросоюз и США выступили с критикой действий России, заявив о поддержке территориальной целостности Грузии. Вместе с тем, в соответствии с Договором о госгранице между РФ и Южной Осетией, который был подписан в Москве 18 февраля, российскими пограничниками осуществляется охрана границ Южной Осетии. (Следует напомнить, что независимость Южной Осетии и Абхазии, Российская Федерация признала в августе 2008 года после войны с Грузией). Отметим, все страны мира - за исключением Науру, Никарагуа и Венесуэлы - признают указанные регионы территорией Грузии, которая оккупирована Российской Федерацией.
Акции протеста.
Протест из-за «ползучей аннексии» с российский стороны обрел достаточно масштабный характер на гражданском уровне. 14 июля журналисты из Грузии выехали на место, где российские пограничники установили баннер. Журналисты его выкопали и выбросили, пообещав, что то же самое будут делать со всеми так называемыми «пограничными» знаками, установленными российскими военными на грузинской территории.
Российские пограничники в происходящее не вмешивались, но, как сообщил 16 июля руководитель грузинского МВД Вахтанг Гомелаури, военные «сняли, сложили и унесли» грузинский флаг, который вместо баннера водрузили грузинские журналисты. Со стороны оппозиции прозвучали обвинения в сторону властей, - они обвиняют власть в бездействии, отмечая, что правительство не в состоянии обеспечить защиту национальному флагу.
Действовать нужно дипломатично и прагматично.
В качестве ответа руководство государства предупредило, что «излишний ажиотаж и агрессия» могут оказаться опасными. Кроме этого, по словам властей, Грузии, учитывая опыт, следует действовать «без эмоций, прагматично и дипломатично».
Ранее такую активность грузинских граждан негативно оценил Григорий Карасин, сказав грузинским активистам, что «в Тбилиси работают силы, которые не хотят нормализации отношений с РФ, Абхазией и Южной Осетией, и используют для этого все возможности».
Одновременно с этим, общественность Грузии планирует акцию протеста против аннексии Россией их территорий. Митинг должен состояться 18 июля у здания Государственной канцелярии в Тбилиси. Организаторы акции осуждают реакцию руководства Грузии на новые шаги со стороны РФ по аннексии территорий государства, и выдвигают целый ряд требований: принять закон против коллаборационизма, упразднить формат прямых переговоров российских и грузинских представителей, вести все последующие переговоры с Москвой лишь при участии «стратегических партнеров Грузии».
Требования части грузинской общественности и оппозиции относительно упразднения формата прямого диалога с РФ понимания среди грузинского руководства пока не встречают, в том числе и со стороны Абашидзе, проведшего 15 июля в Праге встречу с Карасиным. Согласно словам представителя премьера, во время встреч с Карасиным был достигнут прогресс в целом ряде сфер: транспортном сообщении, экспорте, торговле, упрощении выдачи гражданам Грузии российских виз, освобождении из заключения грузинских граждан. Что же касается политических тем, то этот формат не подразумевает их обсуждения. Но, тем не менее, Абашидзе заявил, что на встрече с Карасиным он таки вышел за рамки формата, и «достаточно остро» поставил вопрос относительно попыток демаркации границы в Цхинвальском регионе.
«С Российской Федерацией всем очень трудно вести диалог, в том числе и нам. Поэтому необходимо учитывать эту реальность. Я не ожидал, что смогу его переубедить. Это самое драматическое противостояние между Россией и нами. Это самый трагический результат войны 2008 года, давшей нам такую реальность. Естественно, мы не должны с этим мириться, мы должны максимально стараться преодолеть ее, однако реальность такова», - сказал Абашидзе грузинским СМИ после переговоров в Праге.
Однако российское внешнеполитическое ведомство в своем сообщении ничего не упоминает о пограничном мониторинге, о котором сообщил Абашидзе грузинским журналистам.