Шаткое ценовое равновесие в курсе российского рубля и его причины описал Олег Буклемишев. Он утверждает, что главной причиной уязвимости российской валюты является отток капитала из экономики страны. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новую газету».
В своей публикации кандидат экономических наук, занимавший должность помощника главы российского Минфина и премьер-министра, Олег Буклемишев описал причины уязвимости рубля. По его мнению, чуткая реакция российской валюты на изменение геополитической ситуации объясняется рекордным оттоком частного капитала из экономики государства.
С точки зрения общепринятых взаимосвязей событий в мире, курс российского рубля никоим образом не связан в происходящем в Греции, где руководство страны решило провести референдум для определения дальнейших отношение с международными кредиторами. Отсутствует также очевидная связь курса рубля с результатами переговоров по иранской ядерной программе и фондовым рынком в Китае.
Однако на практике оказывается, что связь все-таки присутствует, что можно наблюдать в динамике курса рубля последнего времени. Российская валюта отреагировала лихорадкой на ряд важных событий в мире:
- глава греческого правительства и большой друг России Алексис Ципрас поставил на грань срыва переговоры с международными кредиторами и под угрозу финансовую систему Греции;
- международные посредники, обсуждавшие в Вене ядерную программу Ирана, приблизились к достижению консенсуса;
- ценные бумаги на китайской бирже неожиданно обвалились.
После объявления об этих событиях за 4 дня американский доллар от ценовой отметки 54 рубля вырос до 55 рублей, за следующие 5 дней курс доллара повысился к 56 рублям. Затем стоимость американской валюты ненадолго побывала выше показателя 57 рублей, после чего слегка откатилась обратно. Аналитики компании TurboForex констатируют, что в рамках торгов вторника, 21 июля доллар в рублевом выражении торгуется у отметки 57 рублей.
Во всем принято обвинять нефть.
Обычной практикой для российских чиновников является использование «нефтяной» аргументации для объяснения высокой чувствительности рубля. Следует отметить, что такое объяснение довольно убедительное – любые события, которые угрожают последующей дестабилизацией экономики европейских стран, ведут к снижению стоимости нефти. Именно на европейском континенте размещены основные потребители российских энергоносителей, любые намеки на последующую нестабильность сокращают потоки поступающих в страну нефтедолларов, провоцируют падение курса рубля.
Однако объяснять высокая чувствительность рубля только в зависимости от стоимости нефти не совсем верно. По результатам первого полугодия, можно сказать, что внешняя торговля России была довольно успешной. Положительное сальдо по счету текущих операций (вызванное в частности сокращением импорта после девальвации в прошлом году) составило 48,1 миллиарда долларов. Сформированная «подушка безопасности» позволяет курсу рубля без особых потерь выдержать падение стоимости нефти даже на 10 процентов.
Можно предположить, что валютный рынок опасается более глубокого падения стоимости нефти. Опасения подтверждаются предстоящим возвращением Ирана на углеводородные рынки и началом распродажи американской нефти из накапливаемых на протяжении многих лет резервов. Совокупность воздействия этих двух факторов может привести к возобновлению обвала нефтяных котировок, после чего явно не поздоровится ни доходам бюджета российского, ни рублю.
Тем не менее следует обращать внимание на то, что это перспектива пока исключительно умозрительная и весьма отдаленная во времени. Снижение стоимости нефти, даже самое значительное, оказывает воздействие на торговый баланс не сразу. Падение нефтяных котировок в прошлом году снизило поступления в российский бюджет на 20 миллиардов долларов по сравнению с предыдущим годом.
Нефть или бегство капитала, что для России более губительно?
Недополучение российским бюджетом 20 миллиардов долларов, несомненно, является потерей довольно серьезной. Но стоит обратить внимание на то, что это сумма как минимум в 7,5 раза меньше оттока капитала из России по каналам частного сектора за аналогичный период. Улучшение ситуации с бегством капитала представляет собой процесс довольно сложный и длительный.
По итогам первого квартала текущего года российскую экономику покинул иностранный капитал в сумме 32,5 миллиарда долларов, за 2 квартал бегство совершили еще 20 миллиардов долларов. За первый квартал прошлого года российская экономика потеряла 47,6 миллиарда долларов, во втором квартале инвесторы вывели из России 21,8 миллиарда долларов. Еще в первом квартале текущего года можно было говорить замедлении темпа оттока капитала, второй квартал показал, что высокие темпы утечки денег сохраняются.
Резюмируя вышеуказанные доводы, можно сказать, что стоимость нефти для российской экономики, несомненно, является показателем крайне важным, однако далеко не во всех случаях определяющим. В настоящее время влияние оттока частного капитала оказывается намного более весомым.
Российское руководство не смогло обеспечить в стране даже минимально приемлемый инвестиционный климат, поэтому даже частный бизнес россиян сделал выбор в пользу офшоров. Очевидно и то, что мимо России хлынули основные потоки прямых и портфельных капиталов. Для значительной части кредитных ресурсов иностранного происхождения российский рынок закрыт в силу действия санкций. Поэтому на все событий в мире рублю и реагирует столь чутко.