Предприниматели подали первые сигналы оптимизма, это значит, что российская экономика достигла дна и дальше пойдет процесс медленного улучшения, чем-то похожий на выход из кризиса в 2009 году, только не столь быстрый. Такой вывод делают эксперты Высшей школы экономики, передает издание «Биржевой лидер».
Показатели деловой активности более 20 тысяч компаний и потребительских ожиданий пяти тысяч граждан позволили специалистам ВШЭ сделать вывод о прекращении понижательного тренда. Согласно рассчитанному ими индексу экономического настроения, впервые за два года непрерывного снижения показан рост по итогу второго квартала текущего года. Однако этот показатель продолжает оставаться в «красной» зоне на уровне 86,5 пункта, значительно ниже уровня 100 пунктов, соответствующего средне долгосрочному.
Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Г. Остапкович не без удовлетворения отмечает, что индекс впервые за два года подал признаки жизни. В связи с этим он позволил с большой долей осторожности предположить, что в течение второго квартала экономика достигла дна, и после этого следует ожидать дальнейших более позитивных стабилизационных процессов. Подобным образом ситуация развивалась в кризис 2008-2009 года. По итогам второго квартала 2009 года пошли первые позитивные сигналы. Далее в конце 2009 года экономика была уже в зоне расширения. Итоги опроса показывают возможность повторения такого сценария и в этом году, о чем сообщает ВШЭ.
С другой стороны, выход из кризиса сейчас будет не столь быстрым, как это произошло шесть лет назад. До конца текущего года будет заметно только замедление снижения, а в следующем году станет возможен небольшой фоновый рост. Стоит учитывать, что вмешаться могут геополитические риски, а также то, что российский экономический рост совпадет с ожидаемым сжатием экономик в странах ведущей «двадцатки». В самом деле, кризис настоящего времени сопряжен с экономическими санкциями ЕС, которых, что очевидно, не было шесть лет назад. Недавно санкции были продлены до конца января будущего года, а это значит, что экономика дополнительно должна нести последствия ограничительных мер и все это скажется на итоговых показателях года. Однако также возможно ухудшение за счет дополнительных факторов - ухудшения ценовой конъюнктуры на углеводороды, инфляционные факторы.
В случае продления санкций эффект от их воздействия будет снижаться из-за погашения внешнего долга. Вместе с тем симметричный ответ в виде антисанкций может разогнать инфляцию и снижать уровень жизни. Также следует учитывать тот факт, что санкции способствуют оттоку капитала и это в значительной степени сказывается на показателях экономического роста. В прошлом году по оценке Сбербанка РФ отток капитала составил порядка 150 млрд. долларов, из них около 100 млрд. приходится на эффект от ввода санкций. В текущем году согласно прогнозу Минэкономразвития отток капитала может составить примерно 110 млрд. долларов.
Что касается текущего улучшения экономических настроений, то в основном оно зиждется на, условно говоря, «потребительских» составляющих — существуют хорошие настроения предпринимателей в розничной торговле, конкретно, в сегменте продовольственной торговли, а также в сфере услуг и несколько улучшившиеся оценки домашних хозяйств. После полугодичного нахождения в околонулевой зоне, за второй квартал пошел в рост индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле - на 3 процента, до плюс 4 процентов. В сфере услуг этот индекс вырос за квартал на целых 11 процентов, однако не смог выйти на положительные значения, оставшись на уровне - минус 1 процент.
Социологи из Nielsen также зафиксировали улучшение потребительских настроений во втором квартале. Согласно данным их майского опроса 68 процентов потребителей в России отметили, что стали увереннее ощущать перспективы рынка труда и отметили, что считают на тот момент было благоприятное время для совершения покупок, хотят тогда же они признали, что продолжают жить в режиме экономии и заканчивать с ним в краткосрочной перспективе не намерены.
Промышленность вытянет?
Что касается других секторов экономики, то они не показывают явные признаки восстановления. Так, в промышленности и строительстве ВШЭ фиксирует сохранение негативной динамики индекса экономических настроений. Остапкович отмечает, что, по его мнению, позитив уже то, что строительная отрасль не ухудшила положение. Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС также отмечают похожие показатели. Индекс оптимизма в промышленности в июне понизился и происходит это в виду давления накопленного в первые месяцы текущего года после масштабного сжатия.
Однако как раз промышленности в ВШЭ отдают приоритет в потенциале выхода из рецессии. Выход из кризиса по отраслям будет, по мнению Остапковича, проходить в следующем порядке. В течение третьего квартала все отрасли, за исключением строительства, будут «технически закреплять относительно позитивные настроения», однако без больших статистических успехов, а уже в четвертом квартале значительная доля предпринимателей начнут наращивать производство. Первой из кризиса начнет выходить промышленность, затем на фоне замедления падения реальных доходов населения пойдет сфера услуг и торговля. И только строительство, вероятно, в текущем году будет еще лихорадить.