Невзирая на то что власти Казахстана заявляют, что будут проводить многовекторную политику, эта страна не собирается слишком отдаляться от Российской Федерации. О том, какие изменения происходят сейчас в политическом курсе основного стратегического союзника России - Казахстана, корреспондент «Утро.ru» поговорил с Леонидом Гусевым, кандидатом исторических наук и сотрудником Московского государственного института международных отношений.
То, что складывается ощущение, будто Казахстан всегда несколько дистанцирован от остальных стран СНГ, является достаточно интересной ситуацией, которая берет свое начало во времена распада СССР. Когда в Беловежской пуще собрались президенты Беларуси, России и Украины, больше никого из лидеров союзных республик не пригласили. И этим был весьма недоволен Назарбаев. Как известно, после того как был разгромлен ГКЧП, Горбачев решил трансформировать СССР в новый проект, названный Содружеством суверенных государств (ССГ). И он тогда собирался назначить Назарбаева премьер-министром этого сообщества. И тот со своей стороны был согласен на этот пост пойти. Но произошло все по-другому. Когда после подписания договоренностей в Беловежской пуще взяли интервью у Назарбаева, он тогда был сильно растерян.
Ельцин, мгновенно сориентировавшись, пригласил все другие республики присоединиться к этим Беловежским соглашениям. В результате встреча прошла в старой столице Казахстана — Алма-Ате. Это в какой-то мере было сделано в виде извинения перед Нурсултаном Назарбаевым. В результате 21 декабря было заключено «Алмаатинское соглашение», которое, с ранее подписанным Беловежским, стало частью пакета учредительных актов СНГ. И тогда Казахстан получил возможность развиваться в формате суверенного государства. Что любопытно, власти этой республики избрали принцип многовекторной политики.
Идея такого рода политики состоит в том, чтобы продолжать тесно сотрудничать с Российской Федерацией. Общеизвестно, что у Казахстана есть что предложить – у него имеются солидные залежи энергоносителей и урана. С другой стороны, власти этой азиатской республики стараются дружить со всеми, кто не возражает. Это и соседняя Китайская Народная Республика, и Евросоюз, Америка и Япония, Иран.
Когда в последнее время заходит разговор о развитии Евразийского Союза, неоднократно и Путин и руководитель Госдумы предлагали в связи с тем, что экономическое взаимодействие в рамках этого сообщества уже формализовано, приступить к углублению политической интеграции.
В числе прочего появлялись предложения о создании неких совместных органов политического характера. Однако Назарбаев все время этому противится. Свое нежелание он аргументировал тем, что ЕврАзЭС является экономическим союзом, и предлагал членство предложить Турции. Он, видимо, таким образом хотел продемонстрировать, что к экономическому, интеграционному проекту может присоединиться и страна-член Североатлантического альянса, так как для экономики оборонные блоки не препятствие. Таким образом, подчеркнутая ориентированность на экономические отношения характеризует позицию Казахстана в Евразийском Союзе.
Казахстан может позволить себе быть самостоятельным.
В связи с тем, что Назарбаев рассматривается как один из основных союзников России, Кремль не позволяет себе открыто проявлять недовольство таким независимым поведением Казахстана. Напротив, в ходе последних выборов Назарбаева активно поддерживали российские власти.
К его персоне в России вообще относятся с особым уважением. Он правит большой и богатой полезными ископаемыми страной, которая граничит с основными стратегическими партнерами РФ на материке.
Таким образом, никто не позволяет себе в открытую проявлять недовольство политикой Назарбаева. И в случае необходимости их уговаривают принять нужное решение. В результате если Назарбаев заявляет, что его страна не готова рассматривать возможность политической интеграции, ему уступают, и предлагают обождать.
Не стоит забывать, что с Казахстаном имеется еще сотрудничество в военной сфере в границах ОДКБ. И как раз благодаря инициативе Назарбаева, в 2009 году произошло создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Сомнительно, что Казахстан может отвернуться от России. Одним из немногих, прозападно-настроенных оппозиционеров, являлся Рахат Алиев, недавно скончавшийся в австрийской тюрьме. Это человек какое-то время, даже назывался преемником президента Казахстана, так как являлся супругом его дочери Дариге и работал на серьезных должностях.
В числе прочего в Казахстане, невзирая на все старания определенных кругов, отсутствует такой массовый негатив к представителям других национальностей, как это отмечается в этнократической Балтии. Местные русские отмечают что никак не чувствуют какого либо притеснения ни в языковом, ни в культурном плане.
Совершенно верно то, что число русских в Казахстане сильно снизилось. На момент распада Советского Союза примерно 42 процента населения были русскими, в настоящее время их осталось приблизительно 26 процентов. В основном они перебираются на территорию Российской Федерации. Большей частью русские выехали еще в 90-е годы. Кроме того, в Казахстане достаточно легко заниматься бизнесом - это очень нравится российским предпринимателям.