Эксперты Высшей школы экономики составили очередной доклад, в котором речь идет о том, что в связи с продолжающимся кризисом, компании России не особо мотивированы проводить реформы. Как отмечают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», в этом аспекте Российская Федерация очевидно выбилась из общемировой практики.
Однако это никак не должно быть поводом для удивления. Среди чиновников и экономистов, придерживающихся либеральных взглядов, в ходе последнего форума в городе Санкт Петербург были высказаны сомнения касаемо того, что структурные реформы целесообразно проводить в период кризиса. В частности, с этим соглашаются такие чиновники и экономисты с либеральными взглядами, как Алексей Кудрин и Герман Греф.
В России реформы проводятся в неподходящее время.
Реформы, которые проводятся в Российской Федерации, нельзя назвать своевременными. Когда стоимость нефти невысокая, для реформ нет финансирования. А когда цена одного барреля нефти равна примерно 150 американским долларам, отсутствует политическая воля. Факторами, которые ее сдерживают, являются высокий уровень рейтинга и сама структура российской политической системы.
При условии проведения любой реформы предполагается изменение направления либо механизмов доходов, а также их перераспределения. Данный фактор непременно затрагивает те либо иные социальные группы. Если власти решаются провести реформы, то они полностью отдают себе в этом отчет, и рейтинг воспринимается, как ресурс, который будет расходован на реализацию своего видения страны. Представители руководящий элиты готовы пожертвовать частью актуальной поддержки, так как уверены, что если реформы окажутся успешными, это предоставит ей дополнительную поддержку в будущем.
Представители российской элиты не слишком спешат расставаться с весьма высокими рейтингами. Основой политики Российской Федерации являются правила игры, предусматривающие уничтожение конкурентов. Если наблюдается отток электората, это способно усилить оппозицию, у которой есть готовность к ведению игры по установленным строгим правилам. Иными словами, наблюдается выдавливание правящей элиты из игры. Кроме того, рейтинг, который падает с 90-процентной вершины, вполне может оказать психологическое воздействие на население. Поведение последнего является инертным. Избирателю намного проще проголосовать против слабеющей власти, чем против таковой, которая почти не имеет альтернатив.
К конкуренции политической среды у представителей правящей элиты, включая либеральную, тоже может появиться некий соблазн, который может сохранить актуальную поддержку, без рисков, без проведения реформ, консервируя достижения последних лет, приписывая их себе и апеллируя к их выгодоприобретателям. Такого рода элита способна превратиться в «партию застоя». Например, таким образом поступала польская партия «Гражданская платформа» Дональда Туска.
Также немало будет зависеть от того, до какой степени развитым, политически активным, сознательным и массовым будет «электорат реформ», то есть гражданское сообщество, которое будет выражать заинтересованность в будущих преобразованиях и которое сможет увидеть в них залог роста благосостояния, новые возможности. В большей части случаев, это собственники, бизнесмены, люди с высшим образованием, жители крупных городов, молодежь. Иными словами, классический либеральный электорат.
Его развитие в России нельзя назвать достаточным, так как нет сильных партий либерального направления. Однако, если данный фланг по определенным причинам будет усилен, власти совершенно спокойно могут направить на либералов зависимый класс, сделать центральной тему противостояния честного рабочего человека заевшемуся столичному жителю. Руководители правящей элиты хорошо понимают негативные политические последствия проведения реформ. В то же самое время, политические последствия отказа проводить реформы они не способны видеть столь четко, они ее не пугают.
В тех государствах, где политика является конкурентной, наблюдается развитие электората реформ. Таким образом, нет никакого труда представить себе, что произойдет при отказе проводить реформы. При условии, что у власти находятся либералы, которые решили сделать ставку на застой, то часть их электората может перейти к более смелому конкуренту. Или же сторонники реформ могут проигнорировать выборы, что приведет к победе консерваторов или левых, то есть к стратегическому, а не тактическому сворачиванию преобразований.
Российские власти, отказавшись проводить реформы по политическим мотивам, консервируют схемы перераспределения доходов. При этом она игнорирует экономический аспект преобразований. Реформы очень часто нужны для того, чтобы обеспечить доходы как таковые. Чтобы в целом было что перераспределять.
Накануне парламентских выборов Россия готова перевести внимание с внешних угроз на реформы сектора экономики, о чем заявил в комментариях СМИ управляющий Администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов.