Появление на мировых рынках сжиженного газа из Соединенных Штатов Америки и нефти из Ирана создает внушительные проблемы для Российской Федерации, в прошлом называвшей себя «энергетической сверхдержавой». Собравшиеся в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований 22 июля эксперты, дипломаты и корреспонденты обсуждали перспективу «Газпрома» и его десяти самых масштабных проектов.
Хотя в Москве отказались от выражения «энергетическая сверхдержава», политические интересы продолжили играть заметную роль в торговле энергоресурсами. К тому же в Российской Федерации важнее не бизнес-законы, а «бизнес-понятия». Один из присутствующих на форуме привел откровения газового менеджера Российской Федерации: «Мы зарабатываем не прибылью, а ценой». Возведение нефтегазопроводов может поясняться не только интересами дела, но и собственными интересами всех вовлеченных: от чиновников до подрядчиков. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Как подчеркивает автор исследования на эту тему Изабель Горст (Isabel Gorst), на протяжении многих лет занимавшаяся данной темой в Московском бюро Financial Times, в последнее время мы замечаем много противоречивых движений со стороны энергопоставщиков России и их контролеров – обитателей Кремля.
Сначала Газпром рассказал, что транзит энергоресурсов через украинскую территорию не будет продлеваться после 2019 года – срока завершения заключенного соглашения, после этого объявляет о новых переговорах – «по личному приказу главы государства».
«Это стало поворотом на все 180 градусов, заявления Владимира Путина противоречат заявлению представителя Газпрома Александра Медведева, произведенному тремя днями ранее: «Газпром не будет перекачивать газ через украинскую территорию – «даже если солнце сменится с луной местами»» – полагает Изабель Горст.
Низкие мировые цены на энергоносители, а сегодня еще режим санкций отрицательно сказались на энергетике Российской Федерации. Природный газ из Соединенных Штатов Америки и иранская нефть, доступные на рынках мира, еще больше затруднят обстановку для Газпрома и других энергетических гигантов Российской Федерации.
Участники вашингтонского форума рассказывали о том, что среди желанных энергетических проектов Российской Федерации придется выбирать достижимые – те, которые можно попытаться реализовать в условиях технологических санкций и нехватки капиталовложений. С обратной стороны, подчеркивают специалисты, на претворение проектов необходимо 200 миллиардов американских долларов – такую сумму составило бегство капиталов из Российской Федерации только в прошедшем году.
Как рассказывают журналисты Голоса Америки, специалист Центра стратегических и международных исследований Эдвард Чау составил десятку самых крупных проектов Газпрома: от тех, что возможно реализовать – до тех, что вряд ли получится осуществить. Первые две ступени занимают проект «Сахалин-2» в сотрудничестве с «Шелл» и японцами, и «Сила Сибири» – проект с стороной Китая, о котором договаривались 10 лет.