Пропал владелец банка «Российский кредит» Анатолий Мотылев. Менеджмент банка своего акционера не видел с прошедшей пятницы, когда Центробанк отозвал у «Российского кредита», М Банка и АМБ Банка лицензии. Об этом сообщило одно из российских информационных агентств.
Как сообщили агентству три источника, близкие к пенсионным фондам Мотылева и менеджменту банка, владелец «Российского кредита» перестал появляться в офисе банка и, вероятно, покинул Россию.
Источник, близкий к руководству «Российского кредита», сообщил, что в прошлый четверг после совещания в Центробанке Мотылев поздним вечером позвонил менеджерам банка. Он сообщил им, что ему удалось договориться по поводу его санации, и после этого разговора Анатолия Мотылева никто не слышал и не видел. На следующий день, в пятницу, 24 июля, Центробанк отозвал у трех банков, владельцем которых является Мотылев – «Российский кредит», М Банк и АМБ Банк – лицензии, а в понедельник это произошло с «Тульским промышленником».
Другой собеседник информационного агентства, близкий к пенсионным фондам, сообщил, что Анатолий Мотылев уехал из Российской Федерации. При этом он предположил, что Мотылев мог поехать в Лондон.
Помимо этого, сотрудник приемной Мотылева в банке «Российский кредит» сообщил, что владелец банка в офисе не появлялся с прошедшей пятницы.
В настоящее время банки Мотылева проверяются временной администрацией Банка России. В том случае, если в результате проверки будут выявлены признаки вывода активов, российский регулятор обратится в правоохранительные органы.
Отметим, что зампред ЦБ Михаил Сухов в прошлую пятницу сообщил, что отрицательный капитал всех четырех банков Анатолия Мотылева достигает не меньше 50 миллиардов рублей.
В июне у «Российского кредита» на 10 процентов увеличились вклады, почти на 8 процентов выросло кредитование юридических лиц, а просрочка повысилась на 41 процент.
Ситуация с «Российским кредитом» похожа на вывод активов.
Как считает Станислав Волков, директор по банковским рейтингам RAEX («Эксперт РА»), учитывая резкий взлет просроченной задолженности и аффилированность заемщиков и владельца, ситуация чрезвычайно похожа на вывод активов. По мнению Волкова, нельзя исключать такой вариант.
Также Станислав Волков отметил, что резкий рост вкладов может иметь связь с обострением дефицита ликвидности, заставившего банк не обращать внимания на рекомендации со стороны Центробанка не наращивать объем дорогих депозитов физических лиц. У банков, которые занимаются кредитованием экономически связанных между собой заемщиков (к примеру, принимающих участие в реализации одного и того же строительного проекта), может наблюдаться резкое возрастание просрочки, поскольку проблемы одного проекта или заемщика отражаются по цепочке на большом числе клиентов банка. По словам Волкова, ситуация в банке «Российский кредит» может быть как раз таким случаем.
Агентство сообщило, что пресс-служба «Российского кредита» на его запрос не дала какого-либо ответа. Более того, после публикации этой статьи другое информационное агентство со ссылкой на пресс-службу банка «Российский кредит» сообщило, что Анатолий Мотылев не выезжал за пределы России.
Отметим, что Мотылев является не первым банкиром, исчезновение которого совпадает с обнаружением дыры в капитале подконтрольного банка. К примеру, бенефициар Межпромбанка, который осенью 2010 года лишился лицензии, бывший сенатор Сергей Пугачев покинул территорию Российской Федерации в 2011 году. Затем в 2013 Следственный комитет объявил Сергея Пугачева в международный розыск. Пугачев обвиняется в растрате и присвоении 28 миллиардов рублей, а также его считают виновным в злоупотреблении служебными полномочиями при выдаче невозвратных кредитов на 68 миллиардов руб.
Долгое время Пугачев проживал в Лондоне, в июле этого года появилась информация о переезде банкира из Великобритании во Францию. Помимо этого, его официальный представитель сообщал, что Сергей Пугачев подал заявление для того, чтобы отказаться от российского гражданства.
Другой банкир, Андрей Бородин, также обосновался в Лондоне. Он был собственником Банка Москвы, на санацию которого государством была выделена рекордная сумма в 295 миллиардов рублей. Бородин прибыл в Лондон весной 2011 года, поскольку ранее, в декабре 2010 года, против сотрудников Банка Москвы возбудили дело о мошенничестве. По данным следствия, в 2009 году сотрудники этого банка незаконно выдали кредит на сумму 12,76 миллиарда рублей компании «Премьер Эстейт». После этого данные средства оказались на личных счетах жены бывшего мэра Москвы Елены Батуриной.
Сам Бородин сразу же после своего отъезда в Лондон заявлял, что он собирается вернуться сразу, как только ему позволит это сделать состояние здоровья. Однако до настоящего времени Бородин проживает в столице Великобритании. Одно из британских изданий в марте сообщало, что Бородин вместе с женой и дочкой проживает в поместье Парк-Плейс, стоимость которого составляет 140 миллионов фунтов, в городе Хенли-на-Темзе.
Впрочем, не все владельцы банков-банкротов уезжали из страны. Так, Сергей Мастюгин, бывший собственник Инвестбанка, после отзыва лицензии у банка в декабре 2013 года продолжал оставаться в Москве и, по его словам, он «был готов отвечать на любые вопросы». Весной 2015 года Мастюгина у него дома в Москве задержали сотрудники главного следственного управления СКР и службы экономической безопасности ФСБ. Сначала оперативно-следственная группа проводила обыск, после чего банкир был доставлен в главное здание СКР. Здесь ему предъявили обвинение в организации злоупотребления служебными полномочиями, которое повлекло тяжкие последствия. Известно, что дыра в капитале Инвестбанка составляла 44,5 миллиарда рублей.