Военная машина Российской Федерации за последнее время терпит поражения во многих направлениях своей деятельности – взрывающиеся на старте ракеты, тонущие подводные лодки, падающие самолеты и самовозгорающиеся танки являются объектом обсуждения и скрытых насмешек всего мира. Моральное, физическое и технологическое устаревание техники; отток квалифицированных кадров за границу; невозможность использовать передовые достижения технического и милитаристического прогресса из-за санкций – вот неполный список причин звонких недавних неудач армии РФ.
Результатом всех этих несчастных случаев стал один необычный проект, который в связи со сложившейся ситуацией достали из нафталина и решили обновить. Речь идет о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) «Баргузин», являющемся передвижной стратегической ракетной системой, размещенной в железнодорожном составе специальной конструкции со способностью нести ракеты межконтинентального класса, перевозить командный пункт, обслуживающий персонал и обеспечение.
Единственный изготовленный, принятый и поставленный на службу в советскую, а после и в российскую армию подобный боевой монстр назывался 15П961 «Молодец» - их было изготовлено 12 экземпляров. Эта махина состояла на боевом посту в течение 7 лет – 1987 по 1994 год, после чего 10 штук были разукомплектованы и утилизированы, а еще два были переданы для экспозиции железнодорожных музеев.
«Баргузин», в отличие от своего предшественника, разработанного в прошлом веке, естественно включит все новейшие изобретения и разработки российских специалистов, будет выглядеть и работать намного современнее своего старшего брата. Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, являющаяся модификацией РС-24 «Ярс» и имеющая длину 22,5 метра будет замаскирована под стандартный и примелькавшийся на всевозможных станциях российских железных дорог вагон-рефрижератор.
Все это хорошо смотрится в эскизных проектах и докладах заинтересованных лиц, ведь действительно такой вид оружия очень мобилен (даже «Молодец» мог за сутки преодолевать до 1000 километров по главному ходу железных дорог СССР/России), крепок (испытания того же «Молодца» на противостояние ядерному удару с непрямым попаданием дали хорошие результаты – он не был выведен из строя) и с новым видом маскировки в составе поддельного поезда не вызовет никаких подозрений у стороннего даже заинтересованного наблюдателя.
Однако, при всех плюсах есть и огромные минусы, а для нынешней России эти минусы просто глобального масштаба. Чтобы «Баргузин мог достичь мобильности, необходима полная модернизация устаревших участков дорог. К примеру, данный комплекс имеет возможность передвигаться лишь по железобетонным шпалам, к тому же при его массе износ полотна будет значительным и требующим постоянного контроля и ремонта. Все это можно, конечно, компенсировать тем, что дальность полета ракеты РС-24 составляет до 11000 километров, но это не исключает необходимости маневренности БЖРК.
Так что главной заминкой для выпуска хотя бы пары единиц такого оружия является экономическая составляющая, причем основная ее часть касается не разработки и изготовления «Баргузина», а именно модернизации и последующего поддержания в надлежащем техническом состоянии сети железных дорог. Понятно, что в данной ситуации военные тянут одеяло на себя, так как давно ясно, что российские реалии предполагают большую заботу об оборонной и наступательной способности, а вовсе не о своих гражданах.
Итак, по разным оценкам (реальные планы, понятное дело, засекречены) до 2020 года «Баргузин» поступит в распоряжение командования ракетных войск России. К тому времени необходимо провести подготовительные работы, чтобы он имел возможность полноценно передвигаться по всей территории страны, где имеются железные дороги. На данный момент замены требует около половины протяженности пути страны, где до сих пор эксплуатируются шпалы из хвойных деревьев, которые не смогут выдержать более чем 150 тонную боевую машину.
Когда подобные работы проводились в 80-х годах прошлого века, при тех, намного больших, возможностях государства удалось подготовить лишь круг радиусом 1500 километров вокруг базы БЖРК. Что уж тогда говорить о возможностях таких работ при нынешнем состоянии российской экономики. Есть и еще один фактор, который резко обесценивает уже модернизированные пути – ведь их схемы уже наверняка давно имеются у потенциальных противников, а значит для того, чтобы новые комплексы смогли решать поставленные задачи, остальную сеть остро необходимо начинать переделывать уже сегодня. То есть – изыскивать ресурсы, проводить разведку, разрабатывать проекты, завозить материалы и начинать работы.
Срок службы для «Баргузина» определяется минимум до 2040 года, а лишь один неприметный товарный состав, замаскированный среди множества «товарняков», курсирующих по всей стране, по проекту сможет нести до 6 баллистических ракет типа «Ярс» и таким образом будет приравниваться к целому полку российской армии. Дивизионный же комплект должен будет насчитывать в своем составе 5 полков.