В следующем месяце в России состоятся выборы в муниципальные и региональные органы власти. Изо всех 85 регионов страны только в двух ни в одном из населенных пунктов избиратели не будут принимать участие в голосовании. Вместе с тем во всех остальных 83 субъектах Российской Федерации, как не без гордости сообщили представители Центральной избирательной комиссии, будет проведено «свыше 10,5 тысячи избирательных кампаний или референдумов».
При этом, как сообщают в ЦИК, участниками избирательного процесса станут 55 партий - их список уже опубликован. В нем достаточно много экзотических названий вроде «Объединенной партии людей ограниченной трудоспособности России» или партии «Против всех». Но в этом же списке нельзя найти представителей настоящей либеральной и даже националистической оппозиции. Об этом в интервью изданию Deutche Welle заявил Иван Преображенский, политолог, постоянный участник германо-российского форума «Петербургский диалог» и российско-польского экспертного дискуссионного клуба PL-RU.
В начале избирательной кампании, а точнее, в конце весеннего и в начале летнего периода 2015 года Администрация президента России Владимира Путина потребовала от региональных и муниципальных властей проведения «честных и легитимных выборов». В частности, такого вида формулировки использовались, к примеру, ответственным за внутреннюю политику первый замглавы кремлевской администрации Вячеславом Володиным.
С учетом этого средства массовой информации не без ярого оптимизма писали, что власти России решили, что оппозиционеры непременно должны быть допущены до выборов. Положительными для Кремля являются весьма низкие рейтинги оппонентов, так что никакого риска поражения не стоит бояться. Однако итоги будут легитимными, другими словами, народ будет признавать новоизбранную власть.
Не все оппозиционеры дошли до выборов.
Впрочем, как выяснилось, российские власти понятие «честные выборы» понимают по-своему. Процесс регистрации оппозиционных движений (кандидатов и партий) происходил в сопровождении постоянных скандалов. Причем это касалось как муниципального, так и регионального уровня.
Например, в Новосибирске и либералы, и националисты от партии «Родина» оказались отстранены от возможности принять участие в избирательном процессе. Кроме того, сейчас там продолжают голодовку представители «Демократической коалиции».
Их соратника из партии ПАРНАС Андрея Пивоварова, который руководил предвыборным штабом в Костроме, взяли под арест на два месяца. Кроме того, уже известно об открытии против него уголовного дела.
Оппозиция в Калужской области от участия в выборах отказывается самостоятельно. А те, кто этого еще не успел сделать, подвержены снятию с выборов, причем не без скандала. Это удивляет даже многих противников действующей власти, которые, совершенно ясно, уже давно не испытывают никаких иллюзий. Чего они не могут понять, так это то, для чего на публике рассказывать о честных выборах, а после этого начать массово отстранять от участия в них любого, кто хоть чем-нибудь напоминает оппозиционера.
Демократия по-народному.
Тем временем в Кремле совершенно не лукавят. Если там и идет речь про честные выборы, то как раз их и имеют в виду. Все дело в том, что под выборами там принято понимать собственно процесс голосования.
Спор этот возник давно. К примеру, миссия профессиональных наблюдателей ОБСЕ уже давно требует предоставления возможности начинать собственный мониторинг еще до того, как, собственно, начнется избирательная кампания. В ответ российский Центризбирком намекал, что возможность равного доступа к СМИ, свободная агитация и согласованные правила регистрации кандидатов – все это не играет никакой роль. Российские бюрократы главным называют то, чтобы в день самого голосования обошлось без скандалов. А для этого нужно, чтобы была создана видимость политической борьбы, чтобы избиратели все-таки пришли и проголосовали, ну а действительных оппозиционеров можно выставить скандалистами.
Во множестве государств так называемой «народной демократии», к примеру, в Польше или Германии, в 1950-1980-е это хорошо научились делать. Для регистрации в выборах допускали нескольких партий. В парламенте предусматривались квоты. Всем хорошо известно, что они - оппозиция разве что по названию. Один раз в три-четыре избирательных цикла можно было позволить народу выбрать нескольких умеренных оппозиционеров, а заодно и закрыть рты критикам.
Как раз по этой схеме и действует современная «народная демократия» в России. Так что оппозиция лишена не только минимально шанса на победу, но и на настоящее участие в выборах. Принимая во внимание тот факт, что в Кремле открыто говорят, что предстоящие в сентябре 2015 года выборы будут репетицией кампании по избранию депутатов Государственной думы в следующем году, нет никаких сомнений, что схема не потребует изменений. Для участия в выборах зовут всех, регистрируют только своих, а побеждают те, кого заранее избрали.
Это главный принцип нынешней российской «народной демократии», в которой народ для власти становится просто ширмой, за которой в удобный момент можно спрятаться для продления своих полномочий.