Москва на корню ликвидировали робкие попытки участия оппозиционеров в выборах, отчетливо продемонстрировав, что в стране не будет ни малейших изменений. «Теряющим влияние и деньги элитам не остается большого выбора своих действий», - отмечает И. Яковина на страницах издания «Новое время».
Что дальше? Россия в раздумьях.
По официальным данным соцопросов общественного мнения, В. Путина и его сегодняшнюю политику одобряет больше 80 процентов россиян. При этом показатели оппозиции с трудом преодолевают 1-процентный показатель. И если столица Москва хоть как-то портит статистику, отчаянно демонстрируя свою поддержку т. н. «пятой колонны», то вот в провинции все однозначно – ни одного шанса. Собственно, многие соратники Навального и решили отправиться перед новыми выборами в местные органы власти в это «дикое поле».
Люди, в открытую выступающие против Путина и «Единой России», поехали за своим электоральным успехом в Калугу, Кострому, Новосибирск и даже Магадан. Почти сразу же против Навального и его ближайших сторонников в вышеупомянутых регионах развернули реальный джихад. На предвыборные митинги членов оппозиции, собиравшие сотни и даже тысячи человек, постоянно являлись одни и те же самые люди с «георгиевскими» флагами, скандирующие «Но-во-рос-сия!» и одновременно «Навальный – вор!».
Но это только цветочки. Интересное началось, когда оппозиционеры начали собирать подписи, которые нужны для регистрации списка на предстоящих выборах. В очередь граждане не выстраивались, но в один день противники главы Кремля собирали запросто по несколько сот подписей каждый. Как сообщил Г. Албуров, баллотирующийся в городе Магадане, «мы от магаданцев слышали про власть такое, что очень редко услышишь от столичного оппозиционера». Почти идентичная картина была и в других регионах, где баллотировались оппозиционные силы.
Ответом госвласти стал вполне стандартный набор методов: в городе Магадане неизвестные избили активистов, а после с места преступления укатили на микроавтобусе, в Костроме руководителя предвыборного штаба попросту посадили в тюрьму. В Новосибирске в регистрации в кандидаты отказали на основании того, что Дарья Тимуровна – вообще несуществующий человек, ведь ее отчество – Тимурович. В Калуге госвласти просто назначили несколько десятков людей настоящими «сборщиками подписей» за ПАРНАС, а вскоре отстранили политпартию от выборов именно на том основании, что она «скупает голоса». Хотя, естественно, скупщики никакого отношения к политпартии не имели. Оппозиционеры пытаются еще бороться, хотя ясно: к выборам не допустят их ни за что. В Калуге они уже признали невозможность своего участия.
Вероятно, в администрации российского президента это все считают победой над оппозицией. Так оно и есть в каком-то смысле: не только Навальный, но и его ближайшие соратники исключены из политического официального процесса. Безграничной победе «Единой России» на предстоящих выборах в этих 4 регионах ничего теперь не угрожает. «Более того, так как сторонники Навального исключены из политического процесса, то они не смогут еще и направить собственных наблюдателей, что власти позволит нарисовать себе заветные 98 процентов», - пишет Яковина, об этом сообщают специалисты издания «Биржевой лидер».
Но победа Кремля является тактической. Да, республиканские и областные советы получат абсолютно лояльный депутатский состав. Но за это цена уплачена совсем немалая – среди демократов побеждают противники любого участия в современной легальной политике при сегодняшнем режиме. В преддверии выборов в парламент, которые пройти должны в 2016 году, российская госвласть продемонстрировала полнейшее неприятие самой идеи какой-либо смены власти (или хотя бы изменения ее обозначенного курса) законным путем. Новая Госдума будет еще менее самостоятельная и ответственная, нежели сегодняшняя.
Те люди из экономической и политической элиты России, которые надеялись все еще на определенные эволюционные изменения, спровоцированные падением цен на широко востребованную нефть и курса рубля, в результате потерпели сокрушительное и горькое отрезвление. У них не осталось даже самой слабой надежды. Москва продемонстрировала, что и минимальные изменения исключены, все по-старому будет продолжаться: экономика станет рушится, международные санкции – резко ужесточаться, рынки - попросту съеживаться, а одновременно накопленные капиталы – испаряться, как большая лужа под июльским солнцем. И это все в условиях резко нарастающего культа личности и ожесточенных репрессий против тех, кто станет проявлять даже незначительные признаки недовольства.
В сложившихся условиях элите, если в ней еще остался инстинкт самосохранения, остается вполне традиционный для РФ выход из ситуации, ни один раз уже применявшийся, когда у госвласти оказывался явно неадекватный самодержец, - масштабный дворцовый переворот. Два последних раза это происходило во время очередного отпуска лидера, когда Н. Хрущев (в 1964 году) и М. Горбачев (в 1991 году) пребывали на Черном море – соответственно, в Пицунде и Форосе. Оба раза основной причиной отстранения от власти отмечалось «состояние здоровья». Причем это делалось никак не от хорошей жизни. Альтернативой стало бы резкое ухудшение здоровья непосредственно самих «бояр».