Через один год после начала работ по импортозамещению в военной отрасли были определены реальные проблемы. Они созданы неспособностью отечественной оборонки самостоятельно производить некие виды промышленной продукции по причине потери технологий, отсутствия инженерно-технических кадров и элементарного технологического отставания.
Именно про это говорилось, по данным средств массовой информации, на встрече в понедельник главы Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, на которой президент государства как председатель Военно-промышленной комиссии (ВПК) подтвердил новый алгоритм развития двигателестроения Российской Федерации, связанный с выделением его в определенную подпрограмму в процессе развития ОПК. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Источники в Министерстве обороны рассказывают, что практически Рогозин озвучил лидеру страны идеи, которые на заседании Морской коллегии в Санкт-Петербурге 2 июля нынешнего года предложил главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков. Как рассказывают некоторые средства массовой информации, ссылаясь на протокол коллегии, военачальник якобы объявил о том, что решение проблемных вопросов «импортозамещения в сфере судового машино- и приборостроения, по сути, не состоялось». Чирков полагает, что, невзирая на утверждения производителей Российской Федерации о способности самостоятельно производить весь комплект военной и другой продукции, часть зарубежных составляющих до сих пор значительная. И здесь зафиксировано просто виртуальное импортозамещение. Адмирал в качестве примера привел продукцию завода «Звезда».
«Двигатель-то новый у них – действительно их разработки, а изготовление чье? Опять зарубежное! Я вчера с ними разговаривал. А металл, говорю, из которого создан двигатель, у нас в Российской Федерации могут сделать? А корпус и составные детали? Нет! Погубили все технологии! Электрооборудование? Нет! Спросил: турбонагнетающие установки для двигателя кто производит? Австрия, Швейцария, Швеция и так далее! Вы понимаете, что все здесь находящиеся люди затрачивают государственные финансовые средства, а на выходе-то ничего нет», – рассказывал тогда Чирков.
Он предложил основать специальную комиссию, которая будет разбираться в причинах неспособности наших научно-промышленных предприятий сформировать собственное производство большинства комплектующих и другой продукции для военного флота. И разобраться в том, куда уходят полученные на это от Министерства обороны финансовые средства. Главнокомандующий ВМФ заметил выход из данной проблемы. Как он полагает, требуется начать в Российской Федерации не на словах, а на деле возобновление дееспособности оборонки – основать эффективные НИИ, научные центры, заменить станочный парк, воссоздать могучую промышленную базу, новые технологии, подготовить экспертов и тому подобное. Дмитрий Рогозин ряд таких идей поддержал. И, как стало известно, всего за месяц аппарат ВПК подготовил новую концепцию формирования с нуля в государстве новых унифицированных двигателей не только для Военно-морского флота, но и для авиации.
На Морской коллегии 2 июля с помощью главнокомандующего ВМФ было принято решение до конца нынешнего года изучить вопрос основания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «имеющие возможность обеспечить проектирование и производство сегодняшнего конкурентоспособного оборудования». Помимо того, к концу года обязаны быть внесены поправки в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года, которая сформирует условия для учреждения подобного центра.
Встречаясь в прошлый понедельник с главой государства, вице-премьер Рогозин предлагал «выделить определенную подпрограмму в процессе единой государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса при помощи совмещения технологий в корабельном двигателестроении и авиационном двигателестроении». Таким образом, как полагает Рогозин, «мы могли бы с опережением развивать такую семейственность двигателей, что уменьшит нам время на их создание, усилит кадровый потенциал и, конечно, предоставит возможность нормально экономить финансовые средства, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке – от 9 до 35 т».
Но пока суровая правда жизни подталкивает Министерство обороны принимать экстренные решения по исполнению плана поставок в войска и на флот новых вооружений и жесткому общению с предприятиями ОПК. В то время как российский президент и Дмитрий Рогозин обговаривали перспективы развития импортозамещения, в Министерстве обороны на селекторном совещании руководитель ведомства Сергей Шойгу разбирался в причинах того, по какой причине Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в нынешнем году способна сорвать государственный оборонный заказ (ГОЗ) на предоставление в ВМФ 12 кораблей и судов.
Как известно, до этого об угрозе срыва сроков исполнения государственного оборонзаказа предприятиями судостроительной сферы рассказывал заместитель министра обороны государства Юрий Борисов. Скорее всего, обстановка так и не нормализовалась. И, скорее всего, Министерство обороны применит к ОСК штрафные санкции за срыв поставок военной продукции на флот. Но изменит ли эта мера положение с выполнением ГОЗ в перспективе?