Глава российского оборонного ведомства Сергей Шойгу принял решение об отмене распоряжения, выданного его предшественником Анатолием Сердюковым относительно ликвидации специальных бронепоездов «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Как стало известно экспертам раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», эти бронепоезда находятся на вооружении российской армии.
В Министерстве обороны заявили о готовности в любое время приступить к выполнению задач, которые перед ними поставило командование. В ходе проведения на Северном Кавказе контртеррористической операции с 2002 по 2009 год, военными была создана целая группировка броневых поездов, приписанных к железнодорожным войскам. Но когда активная фаза боевых действий в Чечне подошла к концу, в Минобороны посчитали ненужным использование современной армией специальных составов. Руководящий на то время оборонным ведомством Анатолий Сердюков принял решение о демонтаже вооружения с поездов, а подвижной состав был отправлен на консервацию.
По данным российских СМИ, инициатором сохранения в составе железнодорожных войск Минобороны РФ специализированных бронированных поездов стал непосредственно глава военного ведомства Сергей Шойгу.
Военные эксперты уже отметили, что в связи с тем, что в конце 2012 года Сердюков неожиданно ушел в отставку, немало из его приказов относительно реорганизации различных подразделений Минобороны так никто и не исполнил. А членам новой команды, которая пришла вместе с Сергеем Шойгу, потребовалось немного времени для того, чтобы войти в курс дел министерства.
В соответствии с данными оборонного ведомства, когда ревизия подошла к концу, решением Сергея Шойгу были отменены распоряжения Сердюкова, предусматривающие сокращения количества учебных заведений военного профиля и мобильных подразделений ВДВ, а также расформирования группировки бронепоездов Железнодорожных войск в Южном военном округе. Уже известно, что когда Сергей Шойгу оценил работу этих поездов в работе, он принял решение, что их нужно сохранить в составе Вооруженных сил.
Сами же офицеры рассказали об отличной работе специальных поездов в Чечне, когда возникла потребность в охране составов со строительными, военными грузами или личным составом, чтобы избежать их подрыва боевиками. Помимо этого, бронепоезда являются незаменимы для прикрытия саперов, разминировавших железнодорожное полотно. Когда подрывникам удавалось найти фугас под рельсами, его, как правило, взрывали на безопасном для поезда расстоянии, а поврежденный участок тогда меняли на новый. В состав каждого поезда было принято включать и ремонтную бригаду, солдаты которой могли буквально в течение нескольких часов восстановить участки разрушенного пути. Вполне вероятно, что спустя некоторое время мобильные и хорошо вооруженные бронированные поезда станут полезными для выполнения специальных задач.
В настоящее время в Южном военном округе в соединениях Железнодорожных войск после ремонта и перевооружения стоят четыре современных спецпоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Эти составы сформировали еще в начале 2000-х годов. Тогда, как известно, на Северном Кавказе был дан старт контртеррористической операции из нескольких бронепоездов, строительство которых завершилось еще в середине двадцатого века. До 1980-х годов эти поезда использовались на Дальнем Востоке для охраны мостов и железнодорожных перегонов на советско-китайской границе.
Основой новых специальных поездов специалисты решили взять старые броневагоны, в башнях которых было установлено современное вооружение — автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Военные утверждают, что при необходимости вооружение может быть поменяно на более мощное, от дальнобойной артиллерийской установки до реактивной системы залпового огня. Броня вагонов способна защитить бойцов, которые там находятся, от попадания 30-миллиметровых снарядов и пуль из автоматов и пулеметов. В центральной части состава между локомотивом и броневагоном установлена платформа с танком, имеющим способность из своего орудия совершать круговой обстрел. Также в состав входит специальный вагон, в котором есть оборудование, способное с использованием сильнейшего радиоэлектронного сигнала заблокировать взрыв дистанционной бомбы, заложенной на железнодорожном пути.
Ставить бронепоезда на запасной путь своевременно.
Как заявил военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, бронепоезда пока что рано ставить на запасной путь.
— Безусловно, во время современной войны с силами НАТО бронированный поезд не может нести какой-либо функции обороны. Но в период локальных конфликтов, таких как были на Северном Кавказе, бронированные поезда ничем нельзя заменить, — утверждает Литовкин.
Эксперт считает, что бронепоезд лучшим образом подойдет для уничтожения террористических и бандитских групп, действующих в районах железнодорожных путей, эвакуации раненых и проведения операций по разминированию. Также, продолжил Литовкин, в вагонах специального поезда есть возможность разместить и современные наступательные вооружения — дальнобойную гаубицу «Мста» или реактивную систему залпового огня «Торнадо».
В свою очередь, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов выразил уверенность, что существование в современной армии военной техники времен Первой мировой войны является архаичным.