По словам правозащитника Александра Брода, члена СПЧ при президенте РФ, уничтожение санкционных продуктов в Российской Федерации является прямым нарушением Конституции страны. Более детально мнение правозащитника о том, что уничтожение попавших в РФ под запрет продуктов питания происходит с нарушением норм Основного закона, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал Deutsche Welle отмечает, что, по словам Александра Брода, уничтожение санкционных продуктов в России является противозаконным. Правозащитник подчеркнул, что данная процедура вступает в противоречие со статьей 35 Основного закона, согласно которой никого нельзя лишать имущества иначе как после принятия соответствующего решения судом. В России же уничтожение продуктов питания осуществляется во внесудебном порядке, и несколько членов Совета уже высказали по этому поводу свое несогласие. Юристы и правозащитники в настоящее время готовят по данному вопросу свое заключение, которое будет передано президенту страны Владимиру Путину осенью этого года.
Между тем после первого уничтожения санкционных продуктов на российско-белорусской границе, количество грузовых автомобилей на трассе, соединяющей Брест и Москву, существенно сократилось. Первыми жертвами правительственного указа об уничтожении, начиная с 6 августа, запрещенных к ввозу в РФ продуктов питания на границе России и Беларуси стали три фуры персиков и два грузовика томатов. Вывод о том, что данная продукция имеет европейское происхождение, был сделан на основе проведенного анализа маршрута следования, а также в связи с отсутствием у товаров маркировки.
Грузовики были задержаны в "Красной горке" – пункте предварительного уведомления Смоленского управления Россельхознадзора, а уже на следующий день произошло довольно скандальное событие. Жители российских деревень обнаружили место, в котором были "похоронены" продукты питания, и принялись их собирать. Еще одним последствием решения правительства РФ уничтожать санкционные продукты стало резкое сокращение объема грузопотока на границе.
Отметим, что "Красная горка" является постом карантинной службы, который расположен возле таможни в пункте пропуска Красное. Данный пост фактически является местом, где таможенники, пограничники и транспортники контролируют государственную границу, а своим названием пункт обязан расположенному неподалеку населенному пункту.
Проверяющие сопроводительные документы на пересекающий границу груз инспекторы вносят информацию в систему "Аргус", которая предназначена для автоматизации на внешней границе Таможенного союза процесса ветеринарного надзора. Если возникает необходимость, инспекторы могут провести досмотр транспортного средства на территории таможенных складов временного хранения. До того, как указ об уничтожении санкционной продукции вступил в силу, ее просто не пускали в РФ, возвращая владельцу, и уничтожали только в том случае, если владелец отказывался забрать груз.
Российское правительство издало указ, выполнение которого в настоящее время не представляется возможным.
В настоящее время на территории Смоленской области есть 9 свалок, причем большая часть из них оборудованы хуже, чем главный смоленский полигон "Кучино", использовавшийся Россельхознадзором для уничтожения продуктов, от которых отказались владельцы. 6 августа для уничтожения попавших в РФ под запрет продуктов был назначен полигон твердых отходов, расположенный в населенном пункте Гусино (Краснинский район). 7 августа данный полигон посетили сотрудники смоленского издания "Рабочий путь", запечатлевшие жителей окрестных деревень, собирающих уничтоженные персики и помидоры.
После этого на свалке появились охранники и шлагбаумы, при этом жители села Красная Горка заявили, что завидуют соседям из Гусино, и предложили в следующий раз отдать предназначенные к уничтожению продукты питания им. При этом один из местных жителей, экспедитор Евгений, заявил, что российская власть издала указ, выполнение которого в настоящее время не представляется возможным. Он отметил, что уничтожение запрещенных продуктов, как говорили ранее, будут фиксировать на видео, а решение об уничтожении будут принимать Россельхознадзор, таможенная служба и Роспотребнадзор. При этом Роспотребнадзор на границе практически не представлен, таможенники не занимаются уничтожением, вот и выходит, что вся забота была перекинута на плечи представителей Россельхознадзора, тогда как у данного ведомства не предусмотрено наличие "телеоператора".
На следующий день после начала процесса уничтожения продуктов питания на границе Россельхознадзор официально заявил, что объемы ввозимой в Российскую Федерацию растительной продукции существенно сократились. Например, если через "Красную Горку" до 6 августа контроль проходило по 170 автомобилей, то 7 августа на проверку на данный пост заезжали по большей части грузовые автомобили предприятия "Санта-Бремор", перевозившие красную рыбу. И в этот, и в последующие дни поток на трассе сократился до 10 автомобилей в час. При этом таможенники, в офис к которым за полдня никто так и не зашел, выглядели довольно растерянными.