В течение прошедшего года Североатлантический альянс и Российская Федерация провели полномасштабные военные маневры и учения. Естественно, вновь «преуспели» в этом плане именно россияне. Эксперты достаточно долго пытались разузнать, что именно стороны хотели показать друг другу. В конечном итоге подавляющее большинство экспертов вынуждены были сойтись во мнении о том, что ранее попросту были созданы плацдармы для обоюдного вероятного наступления.
При этом всем эксперты просят не слишком серьезно переживать по этому поводу. Безусловно, отработка даже наступательных действий в первую очередь производится на случай необходимости таких операций. При этом всем, учения абсолютно точно не означает, что рано или поздно та или иная армия в обязательном порядке решится на наступление. В то же время следует признать, что риск резкого возрастания напряжения все равно до сих пор существует. Однозначно, никто в НАТО не планирует мириться с агрессивными действиями кремлевской власти, из-за чего вероятность конфликта лишь подкрепляется осторожностью сторон.
В марте прошлого года в России были проведены те самые полномасштабные военные учения. Непосредственное участие в них приняли около 80 тысяч человек, 220 самолетов и 65 кораблей. По официальной пропагандисткой версии Кремля, все без исключения маневры проводились исключительно в ответ на вероятную атаку со стороны противников. Следует признать, что россияне даже оккупационной деятельностью занимаются, говоря об обороне, из-за чего в подобных лживых заявлениях абсолютно нет ничего удивительного. Ни один мировой агрессор не признавал публично заранее своих планов, а лишь пытался выдать их за защиту собственных интересов. Абсолютно тем же самым занимается и современная Россия. В целом во время учения отрабатывались «ответные» реакции на случай атаки со стороны НАТО. Специально для этого маневры проводились от Северного Ледовитого и до Тихого океана. Отрабатывался также и вариант, связанный с атакой со стороны ныне оккупированного украинского полуострова Крым. Под прицелом россиян оказались их позиции под Латвией и Эстонией, а также уязвимый анклав Калининградской области.
В июне свои учения провели представители Североатлантического альянса, но представленный процесс не был столь масштабным и пафосным. Лишь 15 тысяч человек с различной техникой отрабатывали навыки, а также практиковали тактику ведения оборонных действий, ведь вероятность атаки со стороны агрессора на сегодняшний день выглядит куда реальнее. Именно для этого командование тренировало максимальную быструю переброску войск и техники в предполагаемую зону вспыхнувшего кровопролитного конфликта.
Не исключали вероятность гибридной атаки на страны Балтии, которые рискуют первыми пострадать в том случае, если в Кремле примут решение о полномасштабном наступлении на цивилизованные государства. На примере произошедших событий в Крыму представители руководства НАТО уже узнали, как в таком случае действует оккупант, который предпочитает работать по четко отлаженному сценарию, а не придумывать новую стратегию собственного поведения. Многие средства массовой информации активно описывали подробности производимых учений. Не в последнюю очередь это делалось для того, чтобы в Кремле знали, что ответ на их вероятную атаку может последовать незамедлительно.
Учения официально оставались оборонительными.
Официальные лица в НАТО и России на публике описывали собственные учения примерно одинаково. Все они говорили о необходимости обороны собственных территорий. Если в Североатлантическом альянсе имели причины для формирования подобных прогнозов, то российское политическое руководство на самом деле не только тренировало возможные наступательные действия, но и добивалось другой цели. Для здравомыслящих членов общества уже давно не является секретом факт того, что Владимир Путин слишком серьезно опасается у себя народного восстания по примеру украинского. Именно поэтому в Кремле делают ставку на наступательную оборону параллельно с преднамеренным запугиванием собственного населения. Эксперты считают, что сторонам необходимо для снижения уровня напряжения наладить более прозрачные средства связи, а также резко уменьшить активность проведения собственных ученых. При этом всем следует понимать, что в НАТО могут выступать за снижение рисков, но России нынешняя ситуация выгодна, из-за чего представители Кремля явно не последуют логичным рекомендациям.
Для стабилизации международной обстановки сторонам можно было бы подписать договор, который бы четко указывал, какое вооружение, в каком количестве и в каком конкретном месте может находиться. При этом всем объективные факторы говорят о том, что вероятность заключения такого договора в данном случае ничтожно мала. Да и доверять россиянам уже никто не будет, ведь Москва продолжает нарушать огромное количество собственных международных обязательств.
Не стоит также исключать вариант того, что даже попытка заключения подобного договора могла бы привести к развитию дополнительных проблем. Для этого хотя бы следует обратить внимание на Крым. Российские власти активно насыщают данные захваченные территории своим оружием и военнослужащими. В Москве с серьезным видом подчеркивают свое право на данный полуостров, хотя абсолютно очевидно, что мировое сообщество не признает факт вооруженной оккупации в качестве законного процесса.