Эксперты отмечают, что крах негосударственных пенсионных фондов, предположительно, принадлежащих банкиру Анатолию Мотылеву, продемонстрировал наличие системных проблем российского рынка НПФ. Более детально о том, какие системные проблемы есть у российского рынка негосударственных пенсионных фондов, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал Deutsche Welle отмечает, что аннулирование лицензий НПФ, за которыми, предположительно, стоит банкир Анатолий Мотылев, стало уникальным событием для рынка негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Сотрудники НАПФ – Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов - подчеркнули, что в стране еще не было случаев, когда в течение всего лишь одной недели регулятор аннулировал лицензии сразу семи фондов. Впрочем, в ассоциации также отметили, что выявленные в данных фондах масштабы злоупотреблений оказались еще более уникальными. В этой связи журналисты Deutsche Welle решили выяснить, насколько надежными являются негосударственные пенсионные фонды, и можно ли ожидать повторения подобных историй в будущем.
Напомним, что 3 августа, согласно решению Центробанка РФ, были отозваны лицензии у пяти негосударственных пенсионных фондов: "Солнечное время", "Защита будущего", "Уралоборонзаводский", "Адекта-Пенсия" и "Солнце. Жизнь. Пенсия". 6 августа регулятором были отозваны лицензии еще двух НПФ – "Сберегательный фонд "Солнечный берег" и "Сберегательный". Участники рынка утверждают, что все семь вышеперечисленных фондов контролировал финансист Анатолий Мотылев, причем у его банка "Российский кредит" регулятор также отозвал лицензию, правда, немного раньше, в конце июля.
Отметим, что клиентами лишившихся лицензий НПФ были более 1 миллиона российских граждан, которые, согласно данным Центробанка, доверили фондам свои пенсионные накопления на сумму в 59 миллиардов рублей. Из этих денег 46,5 миллиарда рублей – это взносы, сделанные работодателями, а 12,5 миллиарда рублей – доходы, полученные от инвестирования пенсионных накоплений.
Центробанк должен вернуть финансово пострадавшим клиентам НПФ номинальную сумму взносов, тогда как доходы, полученные от инвестиций, компенсированы не будут. Валерий Виноградов, советник руководителя НАПФ, утверждает, что у вкладчиков все-таки есть шансы на возвращение хотя бы части инвестиционного дохода после того, как в рамках процедуры банкротства будут проданы активы НПФ. Он объяснил, что у большей части данных фондов есть достаточно солидные собственные средства – это видно из отчетности регулятора. Как раз от продажи этих самых активов пострадавшие вкладчики могут что-то получить.
Широкомасштабные злоупотребления в НПФ.
Журналистам информационного агентства РБК удалось выяснить, что некоторые из контролируемых Мотылевым негосударственных пенсионных фондов вкладывали в облигации, выпущенные компаниями, которые работали в интересах банка "Российский кредит". Данные компании затем вкладывали инвестированные в них пенсионные средства в свои собственные проекты, среди которых были, например, развитие птицефабрик или добыча угля.
Еще часть пенсионных средств была вложена фондами в сертификаты, которые были выпущены под залог земельных участков. Финансисты, которые оценивали активы контролируемых Мотылевым НПФ, рассказали журналистам издания "Ведомости", что из принадлежавших финансисту фондов более 40 миллиардов рублей было выведено, а 80 процентов активов были утеряны.
Виноградов подчеркнул, что подобного на пенсионном рынке еще не было. Он заявил, что данная ситуация продемонстрировала целый ряд системных проблем, существующих на рынке НПФ. В частности, в регулировании отрасли так и не удалось устранить прежние недостатки, поскольку негосударственные пенсионные фонды только в 2013 году перешли под контроль Центробанка. "Помимо этого, - добавил Виноградов, - присутствует влияние бенефициаров на принятие фондом тех или иных инвестиционных решений". В настоящее время участники рынка уверены, что в плане регулирования в первую очередь будет ужесточена ответственность бенефициаров за принимаемые фондом инвестиционные решения.
Насколько надежны негосударственные пенсионные фонды?
Учитывая вышесказанное, возникает вполне логичный вопрос относительно надежности негосударственных пенсионных фондов. В НАПФ утверждают, что ситуацию с фондами, контролируемыми Мотылевым, не нужно рассматривать как показатель ненадежности НПФ в целом. Как объяснил Валерий Виноградов, 29 НПФ, в которых в настоящее время сосредоточено 90 процентов активов всего рынка, стали частью системы гарантирования пенсионных накоплений, действующей в Российской Федерации с начала этого года.
Вошедшие в данную систему фонды прошли процедуру проверки Центробанка, и поэтому шансы на то, что у них будут отозваны лицензии, минимальны. Впрочем, даже если НПФ будет все-таки лишен лицензии, то он обязан из своих собственных средств компенсировать клиентам пенсионные накопления. Если для этого собственных средств будет недостаточно, то деньги вкладчикам будут возвращены из спецфонда, сформированного Агентством по страхованию вкладов из отчислений, которые делаются фондами. Виноградов подчеркнул, что в данном случае присутствует двойная система ответственности по обязательствам.