«Схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла, опроверг свою причастность к акции движения «Божья воля», возглавляемой Д. Цорионовым (Энтео), - свое благословение их деяниям он не давал», - передает издание «Биржевой лидер».
Главный редактор радио «Вера» И. Кузьменков сообщил сегодня, что специально уточнил у отца Илия, благословлял ли он, как утверждают источники, акции организации «Божья воля». В ответ отец Илий заявил, что данная информация «вранье», и добавил - «дьявол вносит меж людьми разделение». Кузьменков также уточнил, что близкие к отцу Илию люди говорят - это уже не первый случай, когда «Божья воля», прикрываясь благословением отца Илия, совершает свои действия, и всегда это опровергалось. Вместе с тем известно, что на сайте движения отмечается, что оно действует «по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина).
В пятницу Цорионов стал «героем» новостей после того, как со своими сподвижниками из «Божьей воли» посетил, а по сути, совершил налет, на выставку, которая в тот день открылась в московском «Манеже». Там выставляются произведения ряда советских художников и скульпторов, которых относят к феномену «подвального нонконформизма». Православные визитеры заявили, что усматривают в некоторых экспонатах признаки богохульства и прочие «кощунственные элементы», которые, однозначно, «оскорбляют чувства верующих». После своего заявления Цорионов и его компания активистов разрушили или повредили несколько экспонатов. Полиция впоследствии изъяла поврежденные произведения искусства, а экспертиза оценит нанесенный ущерб работам, находившимся в государственном фонде. Руководство «Манежа» в связи с погромом намерено добиться возбуждения уголовного дела. Однако сам Цорионов уже заявил, что ни один из экспонатов он не повредил, только «тарелку и куски линолеума».
Чаплину не понравились «Лесбиянки».
Постоянный спикер РПЦ протоиерей В. Чаплин рассказал, как он лично посетил выставку искусства советского периода в «Манеже», чтобы составить свое мнение. По его словам, он провел в выставочном зале около часа и был очень внимателен. В итоге сделал вывод, что многое из представленного ему понравилось. Он отметил работы А. Слепышева и некоторые из произведений В. Сидура. Как ему показалось, Сидур «бесспорно, испытывал религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю».
Вместе с тем в его работах протоиерей увидел и признаки «маммально-генитального изобразительного ряда», также он отметил, что верующие могут воспринять как кощунство некоторые изображения Христа, распятого или снятого с креста. Кроме того, протоиерей заметил, что у художника присутствует в работах лесбийская любовь, одна из работ так и называется – «Лесбиянки». Это, по мнению протоиерея, не то, что должны бы увидеть несовершеннолетние. Как они воспримут позитивную оценку гомосексуальности, преподносимой натуралистически? «На выставке посетители - преимущественно «престарелые поклонники Малой Грузинской» (адрес выставочного зала в советское время, Ред.), но и подростки тоже были», - отметил Чаплин.
Также, делясь своими художественными впечатлениями, протоиерей сказал, что в работах Сидура особая стилистика, он, дескать, не пожалел инвалидов войны и жертв Бабьего Яра, у него присутствует «пацифистский пафос», который Чаплин не разделяет. Также представитель РПЦ критически оценил работу современной художницы Megasoma Mars. Ее «головы Иоанна Крестителя», по выражению протоиерея, – «оскорбление священного символа». Кроме того, «унизительно» представлены образы коммунистических вождей в работе В. Лемпорта, нечто подобное наблюдается и в работе А. Осмоловского, где головы Ленина, Маркса, Энгельса, Сталина, Троцкого, Хо Ши Мина, Мао Цзэдуна, будто отрубленные, посажены на копья. Чаплин признал, что не относится к поклонникам этих личностей, но «на месте людей, которым эти образы дороги», решительно протестовал бы.
При этом представитель РПЦ не забыл упомянуть, что Хо Ши Мин и Мао Цзэдун - основатели «дружественных России государств: Вьетнама и Китая», и даже озаботился реакцией в этих странах, если бы там увидели подобное отношение к их фигурам. Подытоживая, протоиерей сделал вывод, что выставка для него стала показательной, поскольку убедила его в том, что в искусстве «этическая граница допустимого и недопустимого» была проложена в России неправильно, начиная «с 80-х-начала 90-х годов». Он уверен, что в публичном пространстве не должно быть изображения порнографии, половых органов, осквернения религиозных символов, оскорбительного изображения людей, как живых, так и усопших, в их числе политических деятелей, нравятся они кому-то или нет.
Глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представляющий ЛДПР Я. Нилов обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку действий православных активистов, учинивших погром на выставке в «Манеже». Они, как отметил Нилов, стремились привлечь к себе внимание СМИ, так как перед своей акцией не обращались в органы власти с предупреждением о возможном нарушении закона на выставке. Вместе с тем он попросил прокуратуру разобраться и в отношении организаторов выставки, так как, по «информации экспертов», ряд экспонатов там могут быть неоднозначно интерпретированы.