«Вкладывать инвестиции в развитие Северного морского пути – это будто жить в параллельном мире экономической реальности, ведь торговые перевозки с каждым годом становятся дешевле, а также требуют более тесных отношений с европейскими перевозчиками», – считает В. Иноземцев, глава Центра исследований постиндустриального общества.
Так, 6 августа при участии представителей 90 стран в Исмаилии состоялась торжественная церемония открытия дополнительного русла Суэцкого канала. На сегодняшний день он является наиболее крупной рукотворной транспортной артерией в мире. Стоит заметить, что проект строительства водной магистрали, длина которого составляет 35 метров, был рассчитан на пять лет, однако реализовали его за год без превышения сметы в 4,2 миллиарда долларов. Строительство финансировалось главным образом из средств размещенного властями на внутреннем рынке «народного займа».
Новое русло, глубина которого составляет 24 метра, а ширина равна 317 метрам, обошлось в расчете на 1 километр всего в 3 раза дороже, чем четырехполосная автодорога между Сколково и МКАД, которая была построена пять лет назад и уже успевшая прийти в негодность.
Однако эффективность проекта является более важной, чем цена. Согласно расчетам египетского правительства, сократив время ожидания на вход в канал в три раза, время транзита – на 40 процентов, а также увеличив в два раза количество проводимых в сутки кораблей, доход египетской казны от канала к 2023 году повысится до 13,2 миллиарда долларов. «Несмотря на то, что последняя цифра может показаться слишком оптимистичной, можно не сомневаться в том, что затраты окупятся не более чем через три или же четыре года», – пишет издание РБК.
«Египтян можно поздравить, ведь после нескольких лет «нестабильности» в политической жизни государства новая страница ее истории начинает писаться с действительно впечатляющего достижения. Однако хотелось бы поговорить не о Египте, а о России», – отмечает Иноземцев.
«Четыре года назад Путин в ходе II Арктического форума, состоявшегося в Архангельске, заявил что РФ «видит будущее Севморпути как международной транспортной артерии, которая может составить конкуренцию традиционным морским линиям по безопасности, стоимости услуг и качеству». На гипотетическую проводку по данному морскому пути 60 миллионов тонн грузов правительство Российской Федерации планировало выделить в 8 раз больше средств, чем потребовалось египетским властям для увеличения транзита примерно на 400 миллионов тонн в год», – подчеркивает эксперт.
По словам Иноземцева, несмотря на то, что ни одно из ледокольных судов, предусмотренных указанной программой, еще не было спущено на воду, транзит по Северному морскому пути по итогам прошлого года составил всего 274 тысяч тонн, сократившись в 4,3 раза по сравнению с показателем 2013 года.
СМП не станет действительно значимым маркетмейкером на мировом рынке фрахта.
«Открытие нового русла Суэцкого канала является важным звоночком российским «стратегам». Мечтать о транзитном потенциале Севморпути значит уповать на неадекватную концепцию по ряду причин», – рассказывает Иноземцев.
«В первую очередь следует учитывать тот факт, что СМП не будет действительно значимым маркетмейкером на мировом рынке фрахта. Чтобы стать таковым, необходимо контролировать примерно 2-4 процента транзита между главными связанными данной линией рынками, то есть Юго-Восточной Азией и Европой. Сегодня рынок составляет примерно 2 миллиарда тонн в год и вряд ли в ближайшие десятилетия он будет стагнировать. При этом вывести транзитные мощности Севморпути хотя бы на 50-70 миллионов тонн ежегодно значит увеличить их в 200 раз в сравнении с прошлогодним показателем. В теперешней ситуации такая задача выглядит совершенно нереалистичной», – утверждает эксперт.
«Кроме того, для наращивания евроазиатского океанического транзита нужны доверительные и тесные отношения Российской Федерации как с Европой, так и с Азией, ведь именно компании указанных регионов доминируют сегодня на рынке перевозок. Однако сейчас мы видимо только лишь экономическую маргинализацию РФ и рост международной напряженности», – подчеркивает Иноземцев.
«Севморпуть не сможет конкурировать с «южным» маршрутом еще и по той причине, что вдоль последнего расположены 14 из 20 крупнейших портов мира. И более половины трафика обеспечивается перевозками груза не по всему маршруту, а только внутри его отдельных сегментов. Кроме того, следует учитывать и китайский фактор. В последние годы Китай очень активно начал осваивать Индийский океан как стратегически важный для себя район. КНР, обеспечивающая половину европейско-азиатской торговли, фактически полностью контролирует порты Коломбо, Читтагонга, Джибути, Гвадара и Даммама. И последнее – очень важно учитывать стоимость транзита, которая в сегодняшней глобальной экономике значительно важнее сроков доставки. В случае с Северным морским путем транзит из портов не сможет конкурировать по стоимости с перевозками через Панамский и Суэцкий каналы без полного отказа РФ от ледокольного или транзитного сборов, что сделало бы освоение северного пути попросту бессмысленным», – отметил эксперт.