Россия расширила перечень стран, против которых вводятся встречные санкции. Новыми фигурантами перечня стали: Черногория, Албания, Лихтенштейн и Исландия, а также Украина, но с оговоркой. «Как отмечают эксперты, ввод продовольственного эмбарго против Исландии означает гарантированные сложности с удовлетворением внутреннего спроса на рыбную продукцию», - передает издание «Биржевой лидер».
Согласно правительственному постановлению, решение о расширении перечня стран, против которых вводится ограничение на поставки продуктовых товаров, поддерживает распространение специальных ответных экономических мер с учетом степени их вовлеченности в режим санкций против РФ. По словам российского премьера Д. Медведева, ограничения в отношении украинской сельхозпродукции вступят в силу в том случае, если страна применит экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС. В том, что это произойдет, сомневаться практически не приходится, ведь, согласно уже подписанному соглашению, экономический аспект ассоциации будет применен в Украине уже с начала следующего года.
Что касается других вышеперечисленных стран то, они в конце прошлого месяца вместе с Норвегией и Грузией присоединились к санкциям Евросоюза против Крыма, срок действия которых был продлен до июня 2016 года. Российские контрсанкции введены против Норвегии еще с августа прошлого года, а Грузия пока ограничилась только запретом на экспорт продукции, произведенной в Крыму.
С вводом в перечень стран, против которых Россия применяет свои санкции, Исландии, со всей серьезностью прогнозируются сложности с обеспечением российских потребителей поставками сельди и лососевой рыбы. Год назад, после того, как под российским эмбарго оказалась Норвегия, начался рост импорта рыбы и рыбной продукции в Россию из Исландии. По результатам 2014 года он вырос на 30 процентов и составил 230 млн. долларов. Более того, до последнего момента Исландия оставалась последним крупным поставщиком европейской рыбы, а теперь и этих поставок не будет. Что касается внутреннего рыболовства, то российский Дальний Восток не сможет обеспечить рыбой центральные регионы.
Уже по итогам первого полугодия 2015 г. поставки рыбы и рыбной продукции из Исландии составили только 32 тысячи тонн на 45 млн. долларов. То есть после резкого увеличения во второй половине прошлого года произошел резкий спад исландского импорта в текущем году. При этом в январе — мае 2015 г., если опираться на данные российской таможенной службы (ФТС), из Исландии было поставлено до 100 процентов морского окуня, импортируемого в Россию; филе сельди – 88 процентов, мойвы – 67 процентов, скумбрии - 28 процентов.
Общие объемы потребления сельди в России составляют до 450 тысяч тонн в год. Согласно данным ФТС, в прошлом году из Исландии было поставлено 66 тысяч тонн - примерно 17 процентов от всего потребления. До начала периода обмена санкциями 200 тысяч тонн сельди поставлялось из Норвегии и Исландии (доля Исландии - 70-80 тысяч). Еще 130-150 тысяч тонн российские рыбаки вылавливали на Севере страны и поставляли на внутренний рынок, кроме того, 250-300 тысяч тонн вылавливали на Дальнем Востоке, из них около 100 тысяч тонн поставлялось на внутренний рынок, а остальное уходило на экспорт.
Теперь, по сути, европейских поставщиков у России не осталось, есть лишь Фарерские острова, но там максимальные объемы добычи таковы, что не могут покрыть российские потребности. На внутреннем рынке сравнимой по качеству продукции нет, к тому же дальневосточная рыба в основном уходит на экспорт в Азию, кроме того, поставки из того региона в центр России затруднены из-за сложной логистики. Поставщикам понадобится пойти на большие траты, чтобы закупить рефрижераторы, это очень большая нагрузка для частных компаний. В целом ситуация способствует тому, что в скором времени дефицит рыбы неизбежен.
Дефицит неизбежно приведет к росту цен. Осени традиционно характерно увеличение потребления рыбы, с учетом сокращения импорта цены неизбежно пойдут вверх. Эксперты рынка отмечают, что с начала года рыба уже подорожала на 30 процентов, а концу года цены могут вырасти еще на 15-20 процентов. Также экспертами отмечается немаловажный фактор, который заставит отечественные предприятия по переработке рыбы задуматься о дальнейших перспективах своей своего бизнеса. Дело в том, что крупные российские перерабатывающие предприятия ориентированы на сырье европейских поставщиков, поскольку североатлантической сельди значительно больше добываемой в России тихоокеанской сельди. На предприятиях стоит закупленное в Европе оборудование для изготовления филе и прочей продукции. В отсутствие поставок из Европы предприятиям всерьез придется задуматься о закрытии.
В качестве альтернативного варианта поставок рыбной продукции в России рассматривается логистика через Беларусь. Такой опыт уже есть по семге: в Беларуси делается полуфабрикат — подсоленное и упакованное филе, а в России этот полуфабрикат будет проходить доработку — приправляться, дополняться соусом и травами и хорошо упаковываться. Правда, эксперты отмечают, что в Беларуси сравнительно небольшие мощности по переработке, и они не смогут справиться с объемами, которые необходимы России. Немаловажно и то, что для такой дорогой рыбы, как семга, небольшая наценка от дополнительной перевозки не критична, другое дело, когда идет речь о сельди.