По словам известного российского журналиста Олега Кашина, Следственный комитет РФ может любое дело превратить в политическое. Более детально мнение Кашина об умении Следственного комитета превращать любое дело в политическое изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Олег Кашин в специальном комментарии для Deutsche Welle отметил, что когда-нибудь придет время, и о словосочетании "максимальный репост" будут написаны книги, поскольку эти два слова являются очень важными для России 21-го столетия. Это словосочетание применяется, когда в мире, в котором не ездят автомобили с мигалками и в котором живут самые обыкновенные "маленькие люди", происходит какое-то несправедливое событие, не интересующее ни власть, ни средства массовой информации. И тогда только лишь максимальный репост – максимально возможное распространение информации об этом событии в социальных сетях - может как-то помочь. Десятки, сотни или даже тысячи пользователей напишут о случившемся, на данную историю обратят внимание журналисты, после чего властям уже не останется ничего другого, кроме как самим вмешаться в сложившуюся ситуацию и восстановить справедливость.
В августе этого года два наиболее громких случая "максимального репоста" – это похищение у слепой певицы Юлии Дьяковой ее собаки-поводыря в российской столице и случай в расположенном в Нижнем Новгороде кафе "Фламинго": там выгнали из зала девушку с особенностями развития, оказавшуюся сестрой известной супермодели Натальи Водяновой. Два этих случая не оставили равнодушными многих пользователей соцсетей, и оба раза среди тех, кого взволновали данные события, был Владимир Маркин – официальный представитель СК РФ. И в московском, и в нижегородском случае его ведомство не осталось в стороне, превратив народный гнев в уголовные дела, причем в дела громкие и с впечатляющим и быстрым результатом.
Украденная собака-поводырь была найдена, а ее предполагаемая похитительница была взята правоохранителями под стражу. Кафе "Фламинго" в Нижнем Новгороде было закрыто, а охранник, который выгнал оттуда сестру супермодели, был задержан по "экстремистской" 282-й статье УК. Жесткое и быстрое наказание – это, скорее всего, то, о чем как раз и мечтали распространяющие подобные истории пользователи социальных сетей. Однако и в первом, и во втором случаях вмешательство в ситуацию Следственного комитета, равно как громкие уголовные дела, открытые правоохранителями, вызывали не восторг, а чувство недоумения, и это как минимум.
Любое дело в России может стать политическим.
Следственный комитет – это силовое ведомство, которое занимается расследованием наиболее резонансных преступлений, вернее, не преступлений, а уголовных дел, поскольку, наряду с реальными коррупционными скандалами, ограблениями и убийствами, в сфере интересов СК РФ находятся также и дела, которые следует назвать политическими.
Например, так называемое "Болотное дело", по которому в местах лишения свободы до сих пор находятся участники состоявшегося в Москве в 2012 году митинга оппозиционных сил, или дело "Анатомии протеста", в рамках которого были осуждены лидеры "Левого фронта" Леонид Развожаев и Сергей Удальцов, или же дело об "осквернении" высотки на Котельнической набережной. Помимо этого, не стоит также забывать и о делах, связанных с военными действиями на территории Украины, наиболее громким из которых является дело Надежды Савченко.
Следственный комитет уже давно выполняет роль "политической полиции", и данное обстоятельство стало весьма заметной приметой информационного пространства. Если Владимир Маркин дает комментарии по поводу какого-то из дел, то значит, данным делом заинтересовались на самом верху, и оно превратилось в политическое, причем здесь уже не важна статья, лежащая в основе данного дела.
В историях о девушке-аутисте, которую обидели в кафе, и о похищенной собаке-поводыре политику найти очень сложно, однако Следственный комитет тем не менее все равно заинтересовался данными делами. Возможно, что СК рассчитывает своим участием в данных резонансных историях изменить имидж ведомства, сделав его более человечным. Российское общество сможет увидеть, что Следственный комитет ловит не только представителей оппозиции – ведомство также задерживает антигероев соцсетей. А может, руководитель СК Александр Бастрыкин в данной ситуации позволил себе быть немного более сентиментальным, чем обычно, и главу Следственного комитета история об украденной собаке взволновала точно так же, как и многих пользователей социальных сетей.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал быстрый успех Следственного комитета в деле о пропавшей собаке "чудом". Это, по мнению Кашина, действительно чудо, и закрытие нижегородского кафе "Фламинго" – это тоже чудо, однако это вовсе не те чудеса, о которых следует снимать добрые рождественские фильмы. Оба раза восстанавливали справедливость российские силовики при помощи одиозных методов: и статья 282 УК, которая, кстати, как раз и применяется за "максимальный репост", и ставшее уже привычным избирательно применение права, и государственная кампанейщина, которой чуждо абсолютно все человеческое. "Максимальным репостом" можно привлечь внимание Владимира Маркина, и когда на помощь придет Следственный комитет, придет со всем изяществом государственной карательной машины – мало уже никому не покажется.