События минувшей пятницы в московском Манеже заслуживают внимания как столкновение двух ключевых элементов нынешней российской идеологии. Леонид Бершидский полагает, что в ходе решения этого конфликта определится приоритет Кремля – духовные скрепы или культ Второй Мировой войны. Об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» интернет-журнала для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский медийщик Леонид Бершидский в своей публикации для Bloomberg дал оценку событиям в московском Манеже прошлой пятницы. Группа православных радикалов напала на художественную выставку, в результате чего очевидными стали противоречия идеологии, на которой базируется путинский режим.
На выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в экспозицию были включены работы советских нонконформистов, созданные в середине прошлого века. На протяжении довольно длительного времени после визита на выставку Никиты Хрущева и негативного его отклика художники своего творчества не афишировали, сейчас их работы считаются классикой и выставляются в государственных музеях.
Скульптор Вадим Сидур был поклонником христианской тематики, однако его видение религиозных символов сильно отличалось от общепринятого. Художник любил использовать в работе отходы – куски труб, ржавые лопаты, и сильно похожие на грудные клетки радиаторы. В «Распятии» Сидура скорее можно увидеть языческую символику, в «Снятии с креста» Иисус сильно похож на ржавую деталь огромной машины, с объектом поклонения на первый взгляд мало общего.
Замыслов художников, очевидно, не поняли Дмитрий Цорионов и его воинственные товарищи, православные радикалы из группы «Божья воля». Организация эта создана еще в 2012 году и успела пословица взрывом концертов, выставок или других мероприятий, которые, согласно точке зрения ее представителей, оскорбляет чувства христиан. Ранние рейды группы довольно жесткие по характеру проводились без разрешения и соответствующей реакции со стороны полиции. Можно предположить, что после подписания президентом закона о защите чувств верующих в 2013 году, почувствовала за собой силу.
Представители выставочной площадки утверждают, что радикалы появились в зале и перед тем, как их вывела полиция, успели повредить 4 работы Сидура. Почти сразу же радикалов освободили, Цорионов пообещал вернуться и добиться закрытия выставки в выполнение закона о защите чувств верующих. По мнению активистов, речь идет о порнографии с участием Иисуса Христа, закон явно не работает, а государство святыни верующих не защищает.
Диссонанс с основными ценностями вышел.
По утверждению Бершидского, российский лидер является самопровозглашенным защитником традиционных ценностей (можно читать как «… ценностей православной церкви»). Даже недавнюю аннексию Крыма он попытался оправдать тем, что полуостров является колыбелью православного христианства. С другой стороны он выступает за сильное государство, и тут начинаются сложности.
Манеж является государственной галереей, где принадлежащие стране работы художника Сидура были повреждены вандалами. Немаловажно также и то, что автор скульптур Вадим Сидур, который умер в 1986 году, был героем Второй Мировой войны, нацистский снайпер покалечил художник еще в юности. Общеизвестно, что восхваление победы Страны Советов в Отечественной войне имеет для Кремля не меньшую важность, и используется так же, как и православие.
Учитывая важность демонстрации силы государства и уважения к памяти героев войны, повредивших скульптуры радикалов должны сидеть за вандализм, чего собственно и требуют представители Манежа. Однако вандала отпустили, что привело в замешательство пропагандистов – они не знают, как освещать событие, чтобы не обидеть ни одной из сторон.
Новостная программа «Вести» вышла их положения достойно – Цорионова и товарищей назвали «активистами с церковной периферии», к официальной православной церкви не принадлежащими. Глава синодального информационного отдела Московского патриархата дал уклончивый комментарий. Представитель духовенства сообщил, что с экспозицией не знаком, а действиям радикалов давать оценку будут профессионалы-правоведы. Кремль от комментариев воздержался.
Пользователи социальных сетей акт вандализма в исполнении Цорионова и товарищей сравнили с уничтожением древних городов, в котором обвиняют ИГИЛ. Несовпадение масштабов «Божьей воли» и ИГИЛ очевидно, но внимание к истории со стороны других православных активистов сомнения не вызывает.
Если Цорионов наказан не будет, а выставку закроют – православные активисты воспримут это как свидетельство своей вседозволенности. Соответственно, православие одержит победу в условной схватке и звание главного элемента идеологии, более важного, чем все иные. Бывший советник Владимира Путина Глеб Павловский называет инцидент на выставке экспериментом, результат которого покажет у кого «крыша» серьезнее.
Резюмируя вышесказанное Бершидский пишет, что в распоряжении Кремля есть все необходимое для того, чтобы наказать вандалов, которые посмели посягнуть на государственную собственность. Если наказание за преступлением не последует – значит, Цорионов работает под довольно серьезной «крышей».