Помните рекламу компании "Газпром" про «Национальное достояние»? Хороший слоган, ведь "Газпром" — это самая крупная газовая монополия, которая обязана трудиться на благо граждан России, извлекая газ из недр. Компания, принадлежит стране на 50 с лишним процентов, добывает пятую долю газа в мире и создает примерно 10 процентов федерального бюджета. В 2008 году "Газпром" являлся четвертой самой крупной компанией в мире по рыночной капитализации по версии Financial Times.
Помимо подачи газа в дома граждан России, "Газпром" на протяжении свыше чем 20 лет считается поставщиком газа России в Европу. Данный рынок довольно актуален для "Газпрома", на него приходится свыше 30 процентов поставок добытого газа и более 40 процентов выручки компании. С учетом актуальности и прибыльности поставок газа на рынок Европы, "Газпром" обязан быть для Европейского Союза надежным партнером, а сотрудничество может способствовать положительным взаимоотношениям между Российской Федерации и Европейским Союзом не только в данной области. Этим интересовались корреспонденты раздела "Новости Мира" журнала для трейдеров и инвесторов "Биржевой лидер".
И что же происходит с "Газпромом" на протяжении последних лет?
- Добыча газа понижается и в прошлом году насчитывает 80 процентов от самого высокого уровня добычи в 2006 году. Вероятно, что в нынешнем году добыча понизилась настолько, что данные о ней решили оставить в секрете!
- Самые крупные проекты компании, на которые было израсходовано свыше 2 триллионов рублей оказались невостребованными.
- Компания постепенно передвинулась на 170 ступень в списке Financial Times, а ее рыночная капитализация в три раза ниже, чем корпорации Walt Disney.
- Европейский Союз усиленно ищет альтернативу и формирует энергетический союз, чтобы понизить свою зависимость от газа Российской Федерации.
Даже если мы не будем вспоминать и обращать внимание на случаи коррупции либо распродажи активов по заниженным стоимостям, то можно отметить, что итоги деятельности и уровней не очень впечатляют.
Где же высокие показатели?
Вот уже приблизительно 15 лет компанией "Газпром" управляет один и тот же человек. Ничего не напоминает? И присутствует только один показатель деятельности "Газпрома", который демонстрирует стабильное повышение во все эти годы — это вознаграждение наивысшего управления. С 2008 года, сумма вознаграждения поднялась почти в три раза! Давайте же рассмотрим сколько сегодня зарабатывают "эффективные менеджеры".
Как передает фонд Навального, в прошедшем году членам Совета руководителей Газпрома было выплачено в совокупном 342 миллиона рублей вознаграждения либо приблизительно 30 миллионов рублей в год на одного человека. Например, финансовые выплаты членам совета руководителей ExxonMobil, которая занимает вторую ступень в списке Financial Times, составляют чуть свыше 100 тысяч американских долларов в год, что даже по «новому» курсу российского рубля в несколько раз ниже вознаграждений руководителей "Газпрома".
Однако, Совет директоров — это не единственный орган руководства, есть еще Правление. Если Совет занимается стратегическим управлением и складывается из Директоров, избранных акционерами, то Правление производит руководство нынешней деятельностью и создается Советом.
Совокупная сумма вознаграждения Правления в прошедшем году насчитывала 2,5 миллиарда российских рублей либо в среднем по 147 миллионов российских рублей на человека в год. Если мы опять проведем сравнение вознаграждения членов правления компании Газпром и топ-менеджеров ExxonMobil, то заметим, что первым нечего стыдиться. Их 147 миллионов российских рублей вполне соответствуют тем 3-7 миллионам американских долларов, что получают их западные друзья, руководящие компанией, которая стоит в несколько раз дороже.
Объективности ради стоит отметить, что существенная доля компенсации управлению ExxonMobil выплачивается в виде акций компании. Управляющий получает ежегодно немного акций, которые он не способен взять и сразу реализовать. По этой причине он прямым образом проявляет интерес в повышении стоимости подобных акций, ведь это повышает сумму, которую он обретет, когда сможет их реализовать после увольнения.
В 2008 году в компании "Газпром" тоже была аналогичная схема премирования через возможность выкупить акции, но она была сформирована таким образом, что даже в случае снижения стоимости акций, высшее управление ничего не теряло. Но сегодня нет подобной схемы, все выплачивается финансовыми средствами и член Правления "Газпрома", получив свои несколько миллионов американских долларов, способен инвестировать их в акции какой-нибудь другой более успешной компании, к примеру того же ExxonMobil.
Несколько миллионов американских долларов в год — это весьма значительное вознаграждение, но члены правления "Газпрома" не были бы «эффективными менеджерами», если бы не применяли все возможности для обогащения.
Проблема в том, что Газпром не ограничивается единой фирмой (ПАО "Газпром"), а владеет и руководит несколькими десятками дочерних компаний. Большинство из них имеют свои советы руководителей, и, если рассмотреть составы таких советов, то там можно обнаружить… правильно, членов правления "Газпрома".