Минувшей осенью в Москве прошел очередной, уже десятый по счету, ежегодный митинг ультраправых националистов и крайних неонацистов. Несколько тысяч участников в сопровождении вооруженной полиции скандировали националистические лозунги и расистские оскорбления, временами поднимая правую руку в нацистском приветствии. Один из организаторов митинга Д. Демушкин, некогда скинхед и бывший лидер запрещенной в России организации «Славянский союз», пообещал собравшимся, что «у национализма в России есть светлое будущее». В материале Los Angeles Times исследуется влияние радикальных националистических сил на обстановку внутри России, передает издание «Биржевой лидер».
Для многих россиян является шоком существование в многонациональной стране неонацистов и расистов и напоминание об их существовании в виде так называемого «Русского марша», ведь еще недавно в России пытались построить интернациональную коммунистическую утопию, а также до сих пор гордятся победой над нацисткой Германией, как пишет американское издание. При этом ультраправое крыло в России представляет собой совокупность воинственных движений, политических партий и банд количественно насчитывающих десятки тысяч членов. Многие из них активно поддерживают политику президента Путина в отношении Украины и прочих бывших республик Советского Союза.
После распада Союза в России стали появляться организации ультраправых радикалов, которые стали преследоваться Кремлем. В начале 2000-х деятельность радикалов активизировалась после ряда терактов исламистов, а также увеличением наплыва мигрантов из Средней Азии и мусульманского Кавказа, где в Чечне прошли две войны. В 2006 году одной неонацистской группировке удалось осуществить в Москве несколько терактов, в результате одного из них в торговых рядах на улице погибли 14 человек, среди которых двое детей, большинство жертв относилось к иностранным трудовым мигрантам.
Пик насилия на почве расовой ненависти пришелся на 2008 год, тогда убитыми оказалось не менее 110 человек и почти полтысячи были ранены. Такие данными располагает московский центр «Сова», анализирующий данные о преступлениях на почве нетерпимости. После этого государство перешло к борьбе с ультранационалистами и количество преступлений резко пошло на убыль. По данным «Совы», за первое полугодие текущего года, на почве расовой ненависти после преступлений погибло 4 человека, а 37 получили ранения.
Вместе с тем, стремясь обуздать агрессивных ультраправых, Кремль ввел отдельные элементы националистической программы в антизападную и изоляционистскую идеологию, где восхваляется уникальность русской цивилизации, которую не затронули «декадентские» идеи либерализма. Власти готовы мириться с проявлениями расизма, как например Русским маршем, которые подпитывают нарастающую ксенофобию и нетерпимость, распространяющиеся по всей России. Более половины россиян согласно данным опроса Левада–Центра в июле прошлого года поддерживают идею «Россия для этнических русских», свыше трети обрадуются высылке кавказских и среднеазиатских мусульман за пределы страны.
Лидер запрещенной в стране Национал-Большевистской партии писатель Э. Лимонов утверждает, что российское правительство частично использует имперские лозунги, которые нацболы произносили около 25 лет назад. Красный флаг нацболов весьма напоминает флаг нацистов, только вместо свастики изображены серп и молот. В 90-е они выступали за вооруженные кампании по отвоеванию территорий Украины, Казахстана, Латвии, где в значительном количестве проживают этнические русские. С этим сценарием теперь можно ознакомиться в Украине, где более года продолжается конфликт с сепаратистами, которые при поддержке Москвы оккупировали в значительной степени русскоязычные Донецкую и Луганскую области. При этом, как отмечают в «Сове», ультраправые националисты из России разделились в своих симпатиях к сторонам украинского конфликта и потому воюют с обеих сторон.
Директор центра «Сова» А. Веховский говорит, что военная подготовка у ультраправых течений стала очень модной. Проводятся постоянные тренинги, сборы и лагеря, что не может не вызывать беспокойство, поскольку добром это не кончится. Среди самых крупных игроков разрешенного Кремлем национализма присутствует очень консервативная и влиятельная Русская Православная церковь, казачество и правые партии. Среди политиков вне конкуренции остается Владимир Жириновский, это ветеран российской политики и лидер партии ЛДПР, занимающей 56 мест в нижней палате Думы из 450. Эксцентричный политик пять раз участвовал в президентских выборах с обещаниями выслать из страны нерусских и оградить Чечню и Дагестан колючей проволокой, а также вернуть Украину, Беларусь и страны Балтии в состав Российской империи. При этом политика, как и его партию, на самом деле следует рассматривать как псевдо-оппозицию.
Политический аналитик Московского центра Карнеги А.Колесников считает, что государство стремится сохранить монополию на национализм, поскольку его популярность в совокупности с другими факторами может поддерживать поддерживает рейтинг Путина. Вместе с тем, как отмечает LAT, запрещенная и официальная стороны российского национализма часто сливаются. После украинской «оранжевой» революции в России возник целый ряд прокремлевских молодежных организаций, призванных вести борьбу с оппозиционными уличными демонстрациями. К этим организациям присоединились приверженцы правых взглядов футбольные фанаты и ультранационалисты.