Россия находилась в шаге от Википозора, пытаясь заблокировать «Википедию». Об этом говорится в статье историка и журналиста Максима Артемьева, обнародованной изданием РБК.
Как сообщает Артемьев, блокирование «Википедии» причинило бы массу неудобств многим миллионам пользователей. Ответом на действия Роскомнадзора могли бы стать массовые акции в Рунете, и вряд ли правительству в настоящее время нужна лишняя головная боль.
Смелая задумка Лари Сэнгера и Джимми Уэйлса сегодня стала одним из наиболее важных явлений Интернета начала XXI века, которое стоит в одном ряду с видеохостингом YouTube и социальной сетью Facebook. Однако последние два являются коммерческими проектами, а «Википедия» принципиально остается некоммерческим, и это обуславливает ее специфику.
По мнению журналиста, то, в чем обычно упрекают «Википедию» (открытость этого ресурса для правок фактически любым человеком), является показателем современной тенденции — демократизации и общедоступности области знаний. Механизм саморегуляции, заложенный в ней, дает возможность в оперативном порядке отсекать любого рода акты вандализма, непроверенные сведения или субъективные оценки. Или же по меньшей мере обозначать знаком вопроса сомнительную информацию.
Артемьев пишет, что культура любого общества обязательно проходит этап создания собственного национального словаря или же энциклопедии, которые впоследствии превращаются в символы эпохи или государства. Так, «Ларусс», «Брокгауз и Эфрон», «Британника» уже стали именами нарицательными и одновременно превратились в национальную гордость. По мнению журналиста, в настоящее время их место стала занимать «Википедия», поскольку она является представительницей космополитического времени, отражает гордость всего человечества в цифровую эпоху.
Ни одному коммерческому или государственному проекту не было бы под силу собрать и систематизировать подобный колоссальный объем информации. Наполнение статей «Википедии» вполне доброкачественным контентом удалось только благодаря усилиям десятков или даже сотен тысяч добровольцев. Артемьев отмечает, что знание больше не является «принадлежностью толстых бумажных томов на полках», сегодня оно представляет собой материю, пополняемую ежеминутно и изменяемую в режиме онлайн.
По словам журналиста, что бы ни утверждали скептики, тот факт, что «Википедия» – шестой по посещаемости сайт в мире, однозначно является важнейшим достижением современной цивилизации и неотъемлемым ее компонентом.
Число статей «Википедии» на том или ином языке является неким культурным показателей.
Однако, несмотря на весь свой космополитизм, «Википедия» отнюдь не стремится подавить культурную и национальную самобытность. То обстоятельство, что в настоящее время сайтом предоставляется возможность создания страниц на каком угодно языке, оказывает стимулирующее воздействие на возникновение многочисленных вариантов «Википедии», которые наиболее точно отражали бы интересы тех или иных общностей. Артемьев отмечает, что энтузиасты, которые работают над чувашским или адыгейским вариантом онлайн-энциклопедии, одновременно сохраняют собственные родные языки от забвения, а также стимулируют их развитие, наполняя их новой лексикой в ногу со временем.
Более того, количество статей, размещенных в «Википедии» на том или ином языке, представляет собой и некий культурный показатель. Артемьев отмечает, что в настоящее время русская «Википедия» занимает четвертое место по численности статей, уступая только английской, немецкой и французской версиям виртуальной энциклопедии, и это вполне является поводом для гордости за родной язык.
Помимо этого, для Российской Федерации, учитывая ее политическую, культурную и социальную специфику, «Википедия» играет особенную роль. В первую очередь это является пространством, в котором десятки тысяч членов «Викисообщества» могут получить весьма важные навыки автономного управления и самоорганизации, имея независимость от государства и большого бизнеса. Помимо этого, редакторская работа в пространстве виртуальной энциклопедии содействует развитию культуры диалога, старательной работы с фактами, обоснованных и сбалансированных оценок. По словам Артемьева, даже те или иные «исторические войны» по поводу некоторых статей не являются помехой для этого.
Более того, в связи с тем, что статьи «Википедии» имеют тематическую связь со своими аналогами на других языках, это заставляет ориентироваться в мировых трендах, помогает узнавать оценку каких-либо личностей, событий, или сведений вообще в других культурах и государствах.
Помимо этого, Артемьев считает, что недостаточность русской «Википедии» а также желание получения более обширной информации о предмете являются стимулами для изучения иностранных языков, к числу которых в первую очередь относится английский. Это имеет немаловажное значение для Российской Федерации, столь долго отрезанной от зарубежья.
Также журналист отмечает, что даже пятиминутная блокировка «Википедии» или сами разговоры о подобном решении выводят государство из цивилизованного мира. Запрет использовать данный интернет-сервис стал бы тяжелейшим ударом для национального имиджа, поскольку Российская Федерация позиционирует себя как демократическое многопартийное государство.
По мнению журналиста, блокирование «Википедии» было бы не только национальным позором, поскольку запрет на доступ к данному ресурсу увеличил бы для миллионов пользователей количество повседневных неудобств. Может, не уличные демонстрации, однако некие массовые акции в Рунете были бы вполне возможными как реакция на запрет, а правительству не нужна в нынешней ситуации лишняя головная боль.