В течение первого квартала текущего года банковские учреждения Российской Федерации из-за непроверенных кредитов потеряли свыше 1,734 миллиарда рублей. Как стало известно экспертам раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», это немногим менее одного процента от общего показателя кредитов без залогов, которые были выданы за этот период, как отмечается в отчете Объединенного кредитного бюро (ОКБ).
Больше всего потерь отмечается в сфере наличных кредитов, и за первые четыре месяца 2015 года их показатель превышает 1,57 миллиарда рублей. Показатель потерь в сфере кредитных карт превышает сто шестьдесят четыре миллиона рублей.
За этот же период прошедшего года размер потерь банковских учреждений превысил 3,97 миллиарда рублей. Это немногим больше 0,5 процента от общего показателя выданных заем за четыре месяца. Потеря в сегменте наличных кредитов составила 3,61 млрд руб., а в сфере кредитных карт — свыше 351 миллиона российских рублей.
Кроме того, в 2015 году эксперты констатировали рост показателя кредитов, которые могут быть связанными с фактами мошенничества в общем показателе объема новых задач. За первый квартал этого года показатель кредитов, к которым предъявлялись «подозрения», не превысил и одного процента от общего объема выдач кредитных средств без залогов. Этот показатель стал самым худшим за последние два года. И хотя беззалоговое кредитование снизилось на семьдесят три процента против первого квартала минувшего года, снижение объема «подозрительных» выдач составило всего пятьдесят шесть процентов.
Комментируя сложившуюся ситуацию, генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский заявил, что сейчас начался рост показателей кредитов, которым могут быть предъявлены подозрения в мошенничестве в общем показателе новых выдач. Когда Центральный банк России ужесточил свои требования касаемо норм создания резервов потребления, банками было принято решение о существенном снижении данного показателя. Кроме того, еще с 2012 года основной деятельностью кредитных организаций стала борьба с мошенниками. Результаты такой деятельности себя ждать не заставили, и с середины 2013 года больше не наблюдался рост «подозрительных» кредитов.
Потенциально мошенническими кредитами считались те соглашения, по которым ни единого платежа не было осуществлено на протяжение четырех месяцев после того, как сам кредит был выдан. Во время подсчета убытков во внимание принимались наличные кредиты и кредитные карточки, которые были выданы с первого января по тридцать первое марта текущего года.
Как вернуть украденные с карты деньги?
Теоретически россиян от роста случаев мошенничества с банковскими карточками и счетами населения в банках мог бы защитить закон «О национальной платежной системе». Согласно ему, с прошлого года вступили в действие измененные правила возврата похищенных средств клиента, которыми предусматривался новый подход к таким проблемам.
Если до этого самому клиенту приходилось доказывать то, что его обокрали мошенники, то после того, как в силу вступили поправки в закон «О национальной платежной системе», эту обязанность возложили на банки. Отныне задачей банковских учреждений является информирование клиентов обо всех операциях. После того как клиент убедится в совершенной незаконной операции, ему просто нужно будет обратиться в банк с заявлением на протяжение двадцати четырех часов. Потом, согласно закону, обязанностью банка является возмещение суммы операции, которая была проведена без участия клиента или без его согласия. Для полного рассмотрения банку предоставляется тридцать дней (либо шестьдесят, если участником операции был субъект из другой страны).
Иными словами, теория почти идеальна: после того, как с карты или счета мошенниками были списаны деньги, его владелец получает сообщение об этом, на протяжение суток пишет заявление, и по истечении тридцати дней деньги буду возвращены. Но практика показывает, что возвращение денег почти нереально.
Судебные разбирательства относительно похищения денег со счетов длятся долго, и, как говорят юристы, шансов на выигрыш у пострадавших совсем немного. По словам юриста Общества защиты прав потребителей Олега Фролова, процент отказов в суде почти равен ста процентам, и вся вина списывается как раз на потребителя.
«Доказательство того, что клиентами была осуществлена передача своих данных третьей стороне, нереально, и в данном случае закон защищает пострадавших», - отмечает юрист «Финпотребсоюза» Алексей Драч. Правда, до последнего момента суды в своих решениях становились на сторону банков. Глава правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин также пояснил факт недейственности закона судебной практикой: «У людей нет никакого понятия, как этот закон действует, по нему существует только очень узкая судебная практика. Он очень сложный и плохо работает. В большинстве случаев потребитель проигрывает, так как банк здесь всегда сильная сторона», - сказал эксперт.
Ситуация напоминает споры между банками и клиентами относительно комиссии в 2000-е годы. «Сперва суды также оказывали поддержку банкам. Но из-за того, что количество исков выросло, судьи начали понимать, что банки берут комиссии за открытие ссудного счета незаконно. Когда количество исков по мошенничеству станет огромным, можно ожидать изменений в судебной практике», - делает вывод Драч.