Эксперты и аналитики, которые работают в Соединенных Штатах над темой современной Российской Федерации, не могут до конца понять российские общественные механизмы.
По какой причине при явных трудностях, наблюдаемых в российской экономике, и печальных последствиях аннексии Крыма Российской Федерацией в обществе совершенно не растут протестные движения? С помощью чего российское правительство удается сохранить себя от недовольства граждан? Что именно правящая элита предлагает россиянам взамен гражданских свобод? Российский журналист и издатель Сергей Пархоменко ответил на эти вопросы в ходе своего выступления, состоявшегося в Уилсоновском центре Института Кеннана в Вашингтоне.
В ходе своего выступления он рассказал о смене негласной договоренности между правительством и населением в РФ, которая произошла в последнее время. «Ранее многие политологи говорили о существовании своего рода контракта, который условно можно назвать «потреблением в обмен на равнодушие». Правительство как бы говорило: «Мы кормим вас, даем немного заработать, даем возможность поднимать потребительские стандарты, ездить в отпуск в Испанию и Турцию, покупать раз в жизни новую квартиру и раз в пять лет новый автомобиль, а за это вы не будете вмешиваться в наши действия, ведь они не должны вас волновать». Нужно заметить, что это перестало работать к 2011 – 2012 году, и, по-моему мнению, все то, что произошло в российской столице в 2011 – 2012 году, стало ярким свидетельством произошедшего поворота: люди начали хотеть еще чего-то, они начали хотеть уважения их достоинства», – отмечает Пархоменко.
«Стоит заметить, что российское правительство достаточно эффективно отреагировало на это. Так, можно было дождаться, пока контракт и вовсе развалится, что привело бы к серьезным последствиям, однако российскому правительству жизнь очень быстро предоставила возможность заменить старый контракт на новый – «безопасность в обмен на равнодушие». Ранее было «мы кормим вас», а сегодня – «мы защищаем вас от большого количества угроз – изнутри, извне, а вы, в свою очередь, не вмешиваетесь и готовы многим поступиться, в частности как потребительскими стандартами, так и свободой вообще». Однако, и это очень важно для того, чтобы оказать такую «услугу по безопасности», необходимо сначала создать опасность, а затем убедить народ в том, что она является реальной. Именно этим сегодня и занято российское правительство», – подчеркнул журналист.
Стоит заметить одну важную особенность, которая заключается в том, что «безопасность в обмен на равнодушие» является принципом мафии. В свою очередь, принцип тоталитаризма – это «безопасность в обмен на лояльность». «В России сегодня можно заметить переход ко второму принципу, ведь равнодушие, естественно, является большим элементом лояльности. Это является отражением того, как российское правительство принимает лояльность. Кто такой лояльный человек? Это такой человек, который не задает лишних вопросов, не путается под ногами, не обращает внимание на исполнение обязанностей чиновником, не требует никаких лишних процедур. Лояльный человек – молчаливый и слепой. Одно без другого не является возможным и одно постепенно переходит в другое», – отметил Пархоменко в интервью изданию «Голос Америки».
Существует ли красная черта, за которую российское правительство не переступит?
Российское правительство предпринимает усилия по созданию атмосферы опасности для граждан. На вопрос о том, существует ли красная черта для российского правительства в этом деле, Пархоменко сказал, что такой черты, которая была бы прочерчена раз и навсегда, не существует, так как она постоянно двигается. «Если бы год назад этот вопрос был бы задан какому-либо российскому чиновнику, то он в качестве подобной черты нарисовал бы много такого, что на сегодняшний день уже реализовано. Я думаю, что он сказал бы, к примеру, что использование российской армии за пределами РФ является невозможным. В таком случае он имел бы в виду, естественно, не Украину, а дальнее зарубежье, и что военные не будут посланы в Сирию для того, чтобы подогревать там конфликт. Однако сегодня они уже находятся там. Все это свойственно как политической психологии, так и человеческой психологии. Сегодня это может казаться недопустимым, а уже завтра станет рутинным. По этой причине вряд ли кто-либо сможет обозначить такую границу», – рассказывает он.
«Полагаю, что все это может продолжаться очень долго, ведь ресурс повышения угрозы является высоким, в особенности, если иметь в виду тот факт, что существует большое количество «врагов», которых правительство способно найти внутри самой Российской Федерации, прежде чем их список закончится и необходимо будет прямо начинать военные действия с кем-либо. До этого можно будет найти огромное количество внутренних «врагов» – существует политические, этнические, религиозные меньшинства, к примеру», – заключил Пархоменко.
Недавно проведенное «Левада-Центром» исследование демонстрирует тот факт, что россияне не заинтересованы ни в политических, ни в экономических протестах несмотря на то, что в стране происходит ухудшение экономической обстановки. Так, лишь 17 процентов опрошенных допустили возможность начала в РФ массовых протестных акций, и только 13 процентов респондентов заявили о готовности принимать участие в таких акциях с целью защиты собственных прав. В это же время 80 процентов отметили, что не заинтересованы в каких-либо протестах.