Руководители Российской Федерации по-прежнему не могут поверить и смириться, что стоимость нефти, средства от продажи которой являлись много лет одной из двух главных статей (вторая – продажа газа, где тоже имеются проблемы) наполнения бюджета страны, неуклонно снижается. За какие-то год-полтора сырьевая сверхдержава потеряла громадные деньги, так и не успев (или, скорее, не захотев) подтянуть хотя бы какие-то отрасли народного хозяйства, которые могли бы нивелировать гигантское падение доходов от добычи и продажи углеводородов.
Частично и косвенно такое положение дел в стране волей-неволей приходится признавать и ведущим чиновникам государства, которые должны заполнять вакуум в доходах хотя бы какими-то рассуждениями. Вот и руководитель Министерства финансов РФ Антон Силуанов уже без оптимизма, который ранее на эту же тему излучал российский президент, осторожно отметил, что не видать более нефти по цене 100 долларов за баррель. Тут стоит напомнить, что саудовские нефтяные магнаты уже неоднократно отмечали, что они могут продавать «черное золото» и вовсе по 20 долларов, при этом не оставаясь внакладе. Так что цифра, озвученная российским министром, скорее, относится к разделу несбыточных мечтаний и воспоминаний прошлого, а суровая реальность все расставляет на свои места.
По мнению Силуанова, официальной Москве придется серьезно пересмотреть свою нефтяную политику, провести какие-то реформы, в основном в инвестиционном секторе, а также привыкать жить по-новому, читай – затянув пояса потуже. Как размышляет министр, в случае повышения цены на нефть до 50-60 долларов, даже краткосрочного, необходимо все полученные от операций по продаже средства направлять в резервные фонды РФ, что в дальнейшем должно помочь пережить более трудные времена.
И вот главное из сказанного министром экономики выражалось в том, что бюджет страны не должен зависеть лишь от его наполнения нефтяными и газовыми средствами, Россия должна развиваться вне зависимости от цен на углеводороды. Доходы должны сберегаться, причем механизмы их сохранения прямо сейчас разрабатываются.
По данным, озвученным Силуановым, уже в следующем календарном году доходная часть бюджета Российской Федерации от торговли газом и нефтью упадет на одну десятую от общей части бюджета РФ. Если ранее государственная казна наполнялась от этого бизнеса более чем наполовину (озвучивались цифры до 52 процентов), то сейчас об этом приходится лишь мечтать, а официальная цифра составляет 43%. И стоит уточнить, что это именно официальная цифра, которую озвучил один из главных чиновников страны. Поэтому похоже, что реальные данные намного хуже, и их подсчитать на данный момент даже не является возможным.
Нефтяники живут хорошо, но правительству это не нравится.
Также Силуанов прошелся по зарплатным ведомостям нефтяных компаний, подчеркнув, что при общем кризисе работникам, добывающим нефть, заработные платы повышаются. Даже несмотря на несущественное увеличение вознаграждения (речь о 7-10 процентах), министр негодует по данному факту, ведь бюджет ужимается, а нефтяники «жируют». Хотя, если бы нефтяники, к примеру, Саудовской Аравии, узнали, в каких условиях добывают нефть их российские коллеги, то они бы крайне удивились такой разнице между собственными производственными реалиями и российскими.
Общий вывод из размышлений Антона Силуанова: всем, кто хорошо живет, необходимо пересмотреть такую несправедливую по отношению к остальному российскому сообществу ситуацию. Например, надо переосмыслить расходные части бюджета и зарплатные ведомости.
Минфин предлагает новое бюджетное правило.
Как уже говорилось выше, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов предложил все расчеты по наполнению государственного бюджета проводить по ставке стоимости нефти на уровне до 60 долларов за баррель. Однако, по мнению аналитиков нефтяного рынка, даже такие цены в ближайшее время вряд ли будут достигнуты – тут в ходу совершенно другая динамика.
Ранее в Резервный фонд РФ шли доходы бюджета, рассчитанные по достаточно сложной формуле – за несколько предыдущих лет определялась средняя цена нефти, и все средства, которые поступали по платежам при стоимости сырья выше этой суммы, попадали в государственные закрома. Как видно невооруженным взглядом, сейчас по такой методике наполнять бюджет нечем, скорее, есть чем его разорять. Вот и ищут государственные мужи способы выдать существенный минус за приличный плюс.
Условные международные нефтедоллары в этом году просто избегают бюджет Российской Федерации. Причин тут много, и каждая из них весома и достойна отдельной статьи. Понятно, что по ранее официально озвученным российским правительством 96 долларов за баррель уже никто торговать не будет. Вот и выискиваются всевозможные лазейки для хотя бы частичного уменьшения давления отнюдь не сезонного снижения стоимости нефти, действия на Россию международных санкций, а также внедрения в жизнь очередных инноваций от местного руководства, типа пресловутого раздавливания тракторами качественной продукции со всего мира в пользу местного «импортозамещения». В данной ситуации стоит отметить лишь одно: нефть никуда не делась – ее много, а вот реализовывать ее теперь придется по ценам, которые диктует рынок, а не собственное желание.