В российской столице накануне, была открыта в соответствующей торжественной обстановке столичная Соборная мечеть. Как сообщается, в этом комплексе одновременно могут совершать религиозные отправления сразу 10 тысяч мусульман. В этой связи руководитель российского Совета муфтиев Равиль Гайнутдин заявил, что указанное религиозное строение является самым большим в Европе. "Но следует ли сделать в этой связи вывод, что все два десятка миллионов людей исповедующих Ислам в России могут ощущать себя совершенно свободно?" - задается вопросом Deutsche Welle.
По мнению главы организации, занимающейся вопросами анализа и информации, "Сова" Александра Верховского, на территории России очень по-разному относятся к мусульманам. Он в этой связи отмечает, что согласно соцопросам, россияне относятся к людям, исповедующим ислам, втрое лучше, чем к самой религии. В большей мере ислам воспринимают как некую достаточно деструктивную идею, подпитывающую разнообразные террористические организации и движения. Как утверждает вышеупомянутый эксперт, по крайней мере 40 процентов жителей России отрицательно относятся к исламу как к вероучению. В то же время только 12 процентов негативно относятся к самим мусульманам.
По мнению господина Верховского, у россиян весьма отрицательное отношение к определенным народностям, в первую очередь к представителям кавказских этносов. В то же время он признает, что в этом случае вероисповедание к сведению не принимается. По словам эксперта то, что граждане выходят на митинг против строительства мечети в их районе, как правило, происходит из-за того, что они опасаются наплыва мигрантов и ухудшения криминальной обстановки. То же самое можно сказать и в тех случаях, когда происходит столкновение представителей разных национальностей. В подавляющем большинстве они никак не связаны с религиозной нетерпимостью. Российское общество в большинстве не очень религиозно.
В этой связи известный российский специалист по Востоку, работающий в московском Карнегиевском центре, Алексей Малашенко заявляет с полной уверенностью, что россияне крайне подвержены исламофобии. Ее постоянно раздувают в таких регионах, как Кавказ. Кроме того, негативно влияет на терпимость жителей России большой наплыв мигрантов из Средней Азии. Также она обусловлена информацией, поступающей из внешнего мира, о росте экстремистско-исламских настроений. В то же время эксперт отмечает, что россияне в целом все же достаточно терпимы к иноверцам. По признанию Малашенко, в России, как правило, не делают проблем из того, что представители определенной религии носят одежду, отвечающую их вероисповеданию.
"К тому, что в разных европейских городах России возводятся мусульманские религиозные сооружения, россияне относятся в разных случаях по-разному", - отмечает эксперт. В этой связи он упоминает, что недалеко от его жилья была построена большая мечеть, и он ни разу не слышал от соседей никаких нареканий.
Москва является самым крупным мусульманским городом в Европе.
По словам главы совета муфтиев, мечеть необходимо построить во всех столичных округах. "И такое мнение является вполне оправданным", - полагает специалист. В настоящее время в российской столице работает 6 мечетей, которых совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить всем московским мусульманам возможность молиться. Эксперт указывает, что в Москве в целом проживает примерно 2 миллиона мусульман. По его словам, российская столица имеет самое большое мусульманское население в Европе.
В то же время, по словам Малашенко, после того, как вопрос о постройке дополнительных мечетей был поднят, многие жители столицы РФ стали протестовать. Эксперт указывает, что в большей мере москвичи боятся того, что из-за мечетей возрастет число мигрантов, что усложнит им жизнь. Однако, как полагает эксперт, ничего страшного не произойдет, если в Москве возведут еще несколько мечетей.
Как полагает господин Верховский, несмотря на то, что простые граждане, как правило, в целом относятся к мусульманам вполне терпимо, власти ведут себя более сурово. "Это обусловлено проблемой терроризма", - отмечает он.
По его словам, большая часть представителей органов охраны правопорядка рассматривает всякую исламскую организацию, особенно неформальную, как потенциально опасную. Такой подход, как свидетельствует практика, обусловлен тем, что в этих организациях могут состоять вполне безобидные приверженцы Ислама и реальные исламисты, имеющие связь с боевиками. По словам эксперта, правоохранители не могут часто дать квалифицированную оценку в отношении потенциальной опасности определенной мусульманской организации. По словам Верховского, в результате в России были запрещены и некоторые несомненно экстремистские организации, и вполне безобидные сообщества.
В то же время глава организации, объединяющей политических беженцев из Средней Азии, Бахром Хамроев утверждает, что полиция, как правило, довольно жестко действует против различных мусульманских внесистемных организаций. По словам этого деятеля, в России сейчас очень нелегко исповедовать ислам. Имеются случаи, когда региональные власти пытаются ограничить ношение определенных предметов одежды. "Также нередко богословские книги квалифицируют как экстремистские", - отмечает он.