По результатам августа нынешнего года настоящие доходы граждан Российской Федерации опустились в исчислении за год на 4,9 процента. Понижение платежеспособного спроса подвело к новому обвалу оборота торговли и производства потребительских товаров.
Незначительное повышение реальных доходов граждан Российской Федерации, отмеченное в середине летнего периода текущего года, сменилось новым обвалом, следует из обнародованного сегодня Министерством экономического развития мониторинга нынешней ситуации в секторе экономики по результатам первых восьми месяцев текущего года. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Если в июле реальные доходы (точнее, доходы без учета обязательных платежей с поправкой на инфляцию) население Российской Федерации в сравнении с июнем поднялись на +1,4 процента, то уже в августе они уменьшились на 1,1 процента. При том, в исчислении за год падение стремительно набрало темпы — с 2 процентов в июле до 4,9 процента в августе.
«На фоне завышенной базы августа прошедшего года понижение реальных располагаемых доходов населения усилилось и составило в августе нынешнего года 4,9 процента к соответствующему периоду прошлого года. В общем, за восемь месяцев реальные располагаемые доходы граждан понизились на 3,1 процента», — подчеркивается в отчете Министерства экономического развития (МЭР).
За месяц до этого сокращение реальных доходов граждан России с начала текущего года было оценено в 2,9 процента. При том, формальное повышение доходов граждан России (в исчислении за год они непрерывно понижаются уже десять месяцев подряд, последний раз их прирост был отмечен в октябре прошлого года) специалисты пояснили тем, что российские жители начали тратить свои валютные сбережения. Вырученные при обмене валюты российские рубли считаются прибылью, но уже к сентябрю тенденция себя иссякает и реальные доходы населения в очередной раз начнут понижаться, рассказала тогда директор Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Лилия Овчарова.
В действительности, как заметно, валютной «подпитки» хватало всего на один месяц. Реальная же заработная плата и вовсе понижается без остановок. Более того, по результатам последнего месяца лета снижение ее размера ощутимо набрало обороты: в исчислении за год — с 9,2 процента до 9,8 процента, в месячном — с 0,8 процента до 1,2 процента.
В общем за январь—август текущего года реальная заработная плата среднего гражданина России (то есть заработная плата, пересчитанная в численности потребительских товаров и услуг, которые на нее можно приобрести) понизилась на 9 процентов.
Немногим раньше Росстат предупреждал о резком повышении в Российской Федерации численности малоимущих. По данным официальной статистики, на протяжении последнего года численность бедняков поднялось приблизительно на 3 миллиона человек. К середине года за чертой бедности отмечалось более 20 миллионов граждан России либо 14 процентов населения Российской Федерации. А уже в следующем году численность бедняков может подняться, уверен бывший министр финансов Российской Федерации, руководитель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.
«Я считаю, что в грядущем году будет продолжено понижение реальных доходов граждан, так как будет понижена индексация пенсионных выплат», — рассказал Кудрин, отметив, что особенно трудно придется тем, у кого отсутствует финансовая поддержка семьи либо финансовых накоплений.
В общем, за текущий год реальные доходы граждан России, по прогнозу министра труда и социальной защиты Максима Топилина, понизятся на 4–5 процента. Между тем уже случившееся их падение принесло очередной урон по потребительской модели сектора экономики.
Как следует из мониторинга МЭР, в августе этого года оборот розничной торговли в Российской Федерации опустился в исчислении за год на 9,1 процента, в том числе по пищевым продуктам, с учетом напитков, и табачных изделий — на 10 процентов, а по непродовольственным товарам — на 8,3 процента. При том, народу России приходится все больше затрачивать на продукты, в то время как на одежду, обувь, бытовую технику и так далее финансовых средств у них остается все меньше.
Сокращение платежеспособного спроса спровоцировало и к заметному снижению количества производства потребительских товаров. Так, к примеру, количества производства одежды в январе—августе текущего года понизились в исчислении за год на 26 процентов, трикотажных изделий — на 26,4 процента, обуви — на 19,3 процента.
«Обстановка в производстве товаров легкой промышленности приходит к негативу. По этой причине возможно говорить о сжатии потребительского рынка товаров легкой промышленности в общем», — подчеркивается в мониторинге МЭР.
С подобными проблемами столкнулось и производство других потребительских товаров, в том числе и легковых машин (-26 процентов). В МЭР проблемы автомобильной промышленности связали опять-таки с понижением реальных располагаемых финансовых доходов, понижением платежеспособного спроса и высокими ставками по автомобильным кредитам.
По результатам августа текущего года вновь (после незначительного прироста в июле) понизился и объем промышленного производства (-0,3 процентов) в целом. При том в отрасли обрабатывающих производств снижение составило сразу 0,5 процента. За январь—август количество производства в общем опустилось на 3,2 процента, а в сфере обрабатывающих производств — на 5,2 процента.