Кредитные учреждения известной своими проблемами авиационной компании «Трансаэро» сейчас всячески пытаются найти возможность вернуть принадлежавшие им деньги. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» онлайн-журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсант». Такие банки, как ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк, заявили о готовности начала процедуры банкротства. Кроме того, ВТБ и Сбербанк также сообщили о планах сделать как можно меньшими потери от самолетов, которые были отданы в пользование «Трансаэро», благодаря тому, что для них удалось найти новых клиентов. Впрочем, немало клиентов надеются, что им хотя бы частично удастся избежать убытков. ВЭБ озвучил предложение о создании новой компании, базирующейся на флоте «Трансаэро», а в банке МФК предлагают осуществить передачу контрольного пакета ее акций кредитному консорциуму.
Анонсируя готовность обращения в судебные инстанции с исками относительно признания «Трансаэро» банкротом, председатель правления ВТБ Андрей Костин сообщил, что, вполне вероятно, банк подаст на банкротство. Соответствующий запрос уже составляют опытные юристы.
Впервые слухи о возможности признания банкротом «Трансаэро» распространились на минувшей неделе, когда владельцам компании не удалось собрать семьдесят пять процентов акций, которые должны быть переданы в «Аэрофлот». А банкам-кредиторам не удалось договориться относительно условий санации этой компании, которая сейчас столкнулась со многими проблемами. В минувший четверг, первого октября, компания «Аэрофлот» приняла решение отказаться от подписания сделки, а на совещании под руководством главы российского правительства Дмитрия Медведева было озвучено решение о применении «постепенного банкротства». Это привело к процессу приостановления продажи билетов «Трансаэро», а «Аэрофлот» взял на себя обязательство осуществлять процесс вывоза пассажиров до пятнадцатого декабря. Все долги компании «Трансаэро» были также закреплены за ней.
Пытаясь дать объяснения позиции кредиторов, председатель Сбербанка Герман Греф заявил, что план, предусматривающий спасение «Трансаэро» при помощи «Аэрофлота», стал провальным, в связи с чем в правительстве Российской Федерации приняли решение не предоставлять государственных гарантий по долгам. Тот же Андрей Костин в конце минувшей недели заявил, что ни у кого из кредиторов, а также у «Аэрофлота» не было никакой заинтересованности в том, чтобы спасти «Трансаэро». Таким образом, ее бывшие собственники просто бросили компанию на произвол судьбы, а возлагать на себя хотя бы какие-то обязательства в «Аэрофлоте» никто не хотел. В пятницу, второго октября, судьба задолженности компании «Трансаэро» стала темой обсуждения в Центробанке. В совещании приняли участие все кредиторы, однако найти хотя бы какое-то решение не удалось.
Долги «Трансаэро».
Летом общая сумма задолженности «Трансаэро» была оценена в 250-260 миллиардов российских рублей. Из них кредиты банков – примерно восемьдесят пять миллиардов рублей (в их числе ВТБ, Сбербанк, МКБ, Новикомбанк и остальные). Сумма долга ВТБ равна десяти с половиной миллиардам рублей, они будут компенсированы за счет гарантий государства, как рассказал Андрей Костин. По данным некоторых средств массовой информации, долг перед Сбербанком равен шести миллиардам рублей. Этим банком был создан стопроцентный резерв без надежды на «большую долю возврата». Но Сбербанк рассчитывает вернуть задолженность за лизинг за счет продажи шести самолетов и ведет поиск клиентов за рубежом. «ВТБ рассчитывает вернуть не менее половины из сорока миллиардов рублей долга за лизинг двадцати одного воздушного судна», - сообщил глава банка.
Больше всего интереса в парке «Трансаэро» вызывают «сравнительно молодые» среднемагистральные Boeing 737-800 NG, о чем рассказали представители лизингового рынка. «Но при условии, что на рынке появится не одна сотня самолетов «Трансаэро», цена на лизинг, вне всяких сомнений, начнет снижаться», - рассказал Андрей Костин. Так, на 737-800 NG она может быть снижена сразу на десять тысяч долларов в месяц (в то время как размер ставки превышает триста тысяч долларов). «Конечно, есть возможность применению и сравнительно новых дальнемагистральных Boeing 777 и 747, - говорит эксперт, - но они не такие востребованные». Костин подчеркнул, что для лизингодателя важную роль играет «беспрерывный период жизни воздушного судна» — без простоя.
При условии, что компания покидает рынок без предупреждения, тут же возникают сложности с тем, как передать самолет, существуют риски его временной работы без технического обслуживания, а это все только способствует снижению цены. А по данным некоторых других источников, владельцами судов «Трансаэро» являются три российских банка, в частности, ВЭБ, ВТБ и Сбербанк. О прямых санациях здесь не приходится говорить, однако при передаче в лизинг в другие страны могут появиться трудности.
В свою очередь, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев вынес на рассмотрение вариант создания на базе парка «Трансаэро» компании, которая при господдержке могла бы выполнять некоторые обязательства при перевозке пассажиров. В настоящее время по этому поводу проводятся переговоры.