«Приблизительно 90 процентов из кредита ВТБ в 12 миллиардов рублей обеспечены государственной гарантией, и власти по этой гарантии расплатятся», – говорит на октябрьском форуме в Сочи средствам массовой информации глава ВТБ Андрей Костин.
«Трансаэро» получила кредит ВТБ под госгарантии на 9 миллиардов рублей в январе текущего года», - рассказывали банк и перевозчик. Сроки по кредиту они не оглашали. «Согласно постановлению властей от 14 августа 2012 года «О порядке предоставления в 2012–2015 гг. государственных гарантий...», бюджет способен гарантировать кредиты сроком 3–7 лет. Задолженность перед ВТБ составляет 12,7 миллиарда рублей», - говорится в отчете «Трансаэро» за второй квартал. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Первого октября чиновники на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева посчитали, что спасти «Трансаэро» не получится и компанию потребуется банкротить.
«С кризиса 2008 года это первый случай из публичных историй, когда имеет место быть государственная гарантия, и бюджету потребуется покрывать обязательства заемщика», – подчеркнули аналитики.
Согласно постановлению властей, гарантийный случай приходит, если заемщик не оплатит ключевую задолженность в срок, установленный кредитным договором. Раньше данного срока предъявить гарантию к применению нельзя. «Даже если срок полного погашения задолженности считается наступившим (по законодательству Российской Федерации, к примеру, при банкротстве заемщика), гарантийный случай не наступает. Тем более гарантия не предъявляется Министерству финансов, если кредитор потребует досрочного погашения задолженности по причине просрочки платежей», – рассказывает адвокат бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Ольга Гутиева.
«Банк способен досрочно потребовать всю сумму кредита в случае просрочки выплаты, неисполнения ковенантов, ухудшения качества обеспечения, но обязательства гаранта по кредитному договору зачастую ограничены в сравнении с обязательствами самого заемщика и способны не распространяться на случаи досрочного истребования, – согласился юрист консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Румянцев. – По всем правилам гарантийный случай по государственной гарантии наступает при неоплате заемщиком кредита в срок, определенный кредитным договором». «Банкротство не считается гарантийным случаем», - подтверждает чиновник Министерства финансов.
Альфа-банк, Сбербанк и ВТБ рассказали о намерениях банкротить «Трансаэро». Два первых 2 октября даже рассказали о своих намерениях через единый федеральный реестр и способны выделить на банкротство через 15 дней.
«Гарантийный случай по «Трансаэро» придет, но через три года – власти от своих обязательств перед ВТБ, конечно, не будут отказываться, но за данный период времени можно будет договориться с государственным банком, есть много возможностей нивелировать обстановку и избежать прямых выплат из бюджета всей суммы», – полагает федеральный чиновник. Эту тему еще предстоит обговорить с Министерством финансов и ВТБ. Пока никаких разговоров про это не было, отмечает собеседник. С его слов, при принятии решения банкротить «Трансаэро» тема государственных гарантий и возможных потерь бюджета не принималась во внимание: это финансово-технические детали, основное – перевезти всех пассажиров и трудоустроить коллектив. «Предъявление гарантий к выполнению возможно только в 2018 году, так что пока об этом думать рано», - подтверждает чиновник Министерства финансов.
Минпромторг против запрета ретробонусов в розничной торговле.
«Министерство промышленности и торговли доработало и подало в правительство корректировки в закон о торговле», - рассказал средствам массовой информации заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Сделать это министерству поручал вице-премьер Аркадий Дворкович, на встрече с производителями, ритейлерами и чиновниками. В протоколе по результатам той встречи Министерству промышленности и торговли было поручено доработать проект поправок с сохранением у ритейлеров возможности возмездного предоставления «услуг по продвижению продовольственных товаров на основании соглашения».
С самого начала корректировки в закон о торговле разрабатывала группа сенаторов и депутатов под руководством депутата Ирины Яровой. В мае нынешнего года они проходили первое чтение в Государственной думе. Авторы тех поправок предлагали быстро понизить вознаграждение, которое оплачивают ритейлерам поставщики товаров за их продвижение и оборот, – так называемые ретробонусы – с текущих 10 процентов до 3 процентов от стоимости контракта, а также понизить сроки оплаты поставок и запретить учитывать в договоре поставки продуктов питания услуги по их продвижению.
«Эти запреты все равно не способны сработать – есть большое количество способов их обойти», - предупреждали специалисты, изучавшие предложение депутатов. «К примеру, ритейлеры и поставщики способны назвать соглашение рамочным и во исполнение данного рамочного соглашения направлять заявки», - рассказывала на текущей неделе заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при президенте Российской Федерации Лидия Михеева. «Нигде в тексте таких бумаг не будет слов «комиссия», «агентирование», «поставка» либо аналогичных».