В российском обществе пока мало понимают суть того конфликта, в который ввязалась российская армия в Сирии, однако в России также проживает большое количество мусульман, и среди них уже растет недовольство. О настроениях, которые сейчас присутствуют среди россиян после того, как их страна стала участницей очередного конфликта, написало швейцарское издание Le Temps, передает «Биржевой лидер».
Конфликт в Украине уже остался в прошлом, и теперь всеобщее внимание в России приковано к Сирии. Так можно судить после взгляда на картинку телевизионных новостей в России. Вот уже десять дней внимание российских телеканалов сосредоточено на военную кампанию, которая стала первой для страны за пределами постсоветского пространства. Вместо полуторалетней борьбы донбасских героев с «киевской хунтой» теперь в новостях рассказывают о подвигах российской авиации, ведущей борьбу с исламскими террористами, а Башар Асад предстает верным российским союзником, против которого выступают враждебные России силы в лице суннитских стран, Турции и Запада. Ничего, правда, нет об обстрелах мирного населения со стороны сирийской армии.
Действия власти нашли поддержку у церкви. Всеволод Чаплин, официальный представитель РПЦ, выразил слова поддержки проводимой операции, он считает, что к такой борьбе обязывает долг по защите людей, терпящих страдания от террористической угрозы. И Россия этот долг всегда чувствовала и стремилась к содействию установлению справедливого мира в разных регионах планеты. Для России это нравственная и священная обязанность, укорененная в менталитете народа. В среду президент Путин со своей стороны выразил удовлетворение ходом военной операции и результатами ракетных стрельб с российских судов в Каспийском море по целям, принадлежащим «Исламскому государству» в Сирии. Такой опыт появился у России впервые и это должно подтвердить военную мощь страны.
Вместе с тем в самой России пока нет такого же энтузиазма от начала военной операции в Сирии, как от демонстрации силы в марте 2014 года при аннексии Крыма. Здесь, конечно, следует учесть, что с Сирией несравнимы культурные связи и исторические связи, чем с Украиной. Согласно недавнему опросу «Левада-центра», за событиями в Сирии 84 процента россиян не следят, против военного вмешательства там 69 процентов, а не могут там поддержать ни один из лагерей 39 процентов опрошенных. Дело в том, что в обществе еще свежа память о тяжелых потерях во время войны в Афганистане и двух воин в Чечне.
В сентябре еще до официального начала операции в Сирии на поверхность всплыли факты об отправке военных в Сирию от десятков российских солдат. Тогда Москва отрицала перспективу своего участия в военном конфликте. В то же время информация о протестах среди военных распространилась даже шире независимых изданий. Авторам материала удалось услышать в Москве от людей, что им не интересно, что происходит в Сирии, а Путину следовало бы не играть в солдатиков, а лучше заниматься экономикой, потому что цены растут и люди боятся потерять работу. Другие же отвечают, что президента нужно поддерживать, он может стукнуть по столу кулаком, если нужно, и добиться от американцев уважения. Представитель «Левада-центра» А. Левинсон считает, что некоторое безразличие россиян следует объяснять тем, что они пока не разобрались, в чем суть конфликта. В обществе мало инициативы, и многие идут на поводу у путинских заявлений, по которым определяется дальнейший курс СМИ.
Вместе с тем следует учитывать, что 14 процентов всего населения России - мусульмане, и вот они как раз воспринимают сирийскую операцию совсем иначе. Да, согласно официальной позиции ислама от муфтия Р. Гайнутдина прозвучала поддержка кампании, но при этом большинство из 20 миллионов мусульман России — сунниты, а власть поддерживает в это время союз с шиитскими режимами ближнего Востока. В среду от саудовских имамов прозвучал призыв к джихаду против России, и это сеет сомнение в умах российских мусульман. Кавказский студент по имени Рустем напоминает, что от рук Кремля еще раньше погибло много афганцев и чеченцев, а теперь, по его словам, пришел черед сирийцев. И по его словам, он не хотел бы, чтобы его страна, подобно США, совершала подобные преступления. Мусульманский философ Г. Джемаль считает, что на самом деле Путин стал перед Западом на колени, его сирийское вмешательство на самом деле услуга, которую он делает для возвращения в сообщество мировых лидеров. В то же время российский эксперт по Кавказу А. Малашенко отмечает, что недовольство мусульман может быть использовано экстремистами. По его словам, около 100 тысяч российских мусульман воспринимают «Исламское государство» достойной организацией, отстаивающей права мусульман. Примерно 2,5-4 тысячи российских мусульман воюют в Сирии против правительственных сил президента Асада. Их будущее возвращение домой уже сейчас рассматривается Кремлем в числе главных рисков для госбезопасности.
Как сообщало ранее издание «Биржевой лидер», Россия с 30 сентября приступила к воздушным ударам в Сирии намереваясь уничтожить подразделения террористов из ИГ, однако по разным источникам нероссийского происхождения, на самом деле большинство ударов пришлось по силам сирийской оппозиции и мирным поселениям.