Политический обозреватель Кирилл Рогов попытался найти ответ на вопрос, для чего Российской Федерации сегодня нужна новая "холодная война". Более детально мнение Рогова по данному вопросу изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Кирилл Рогов в своей статье, опубликованной российским информагентством РБК, напомнил, что у Российской Федерации, как всем известно, есть два самых главных козыря, благодаря которым ее позиционируют как глобального игрока. Первым козырем является нефть, которая сегодня не в цене, и в этой связи пришло время для того, чтобы использовать второй козырь – ядерный арсенал, начав им торговаться.
Возникает вопрос, является ли сирийский конфликт внешней политикой РФ, или же в данном случае еще больше, чем обычно, проявляется максима, согласно которой внешняя политика является продолжением политики внутренней. Военное вмешательство России в сирийский конфликт, на неискушенный взгляд, кажется довольно иррациональным, если рассматривать его с точки зрения геополитических интересов. Российская Федерация, перессорившись с западным миром на почве Украины, теперь решает вступить в конфликт со всеми влиятельными государствами Ближнего Востока, поддерживая режим сирийского лидера Башара Асада, который уже фактически потерпел поражение. При этом в контексте внутриполитических задач сирийская эпопея Кремля выглядит гораздо более рационально, если рассматривать этот шаг в контексте того исторического дрейфа, который сейчас пытается совершить президент РФ Владимир Путин.
Пусть лучше граждане РФ смотрят в телевизор, чем в окно.
После того, как к конфликту в Украине, бывшему центральным сюжетом политики РФ, как внешней, так и внутренней, интерес в России начал затухать, во внутрироссийской политической повестке в очередной раз образовался всем очевидный вакуум. Ведущаяся на украинской территории война с "силами зла" весьма эффективно вытесняла гражданскую проблематику на периферию информационной картины, заслоняя собой, в том числе, и экономические темы.
Для того чтобы этот эффект поддерживать постоянно, телевизору нужен непрерывный поток breaking news, при помощи которого, с одной стороны, удается удерживать зрителя возле телевизора, а с другой стороны – позволяет выносить этому самому телезрителю мозг. На фоне бомбардировок, разрушенных домов и могил, инфляция в 15 процентов будет казаться вовсе не такой уж и страшной вещью, какой она кажется, если смотреть на нее из окна типовой российской пятиэтажки. Значит, пусть люди смотрят телевизор, чем в окно.
Помимо этого, результаты опросов показывают, что в структуре достижений, способных обеспечить народную поддержку "сильному лидеру", есть три основные колонны: наведение порядка, экономические успехи, и укрепление международной позиции своей страны. Чем хуже обстоят дела в экономике, тем сильнее следует нажимать на две другие педали. В России возвращение РФ "статуса мировой державы" и "укрепление ее международного авторитета" уверенно занимали первое место в списке "достижений нынешнего хозяина Кремля.
Однако данный багаж в течение нескольких последних месяцев начал терять вес, тогда как опасения российских граждан относительно возможной международной изоляции их родной страны выросли. Несмотря на то, что в настоящее время данная тенденция пока только лишь обозначилась, ее развитие представляет собой очень большую опасность. Ведь здесь дела обстоят точно также, как и с "телевизионным меню" – чем меньше россияне будут ассоциировать своего президента с международной повесткой и успехами России на этом направлении, тем больше население страны начнет ассоциировать Путина с повесткой внутренней, в том числе, и с экономическими неурядицами.
Поддержка градуса внутренней мобилизации, преодоление международной изоляции, и возвращение в центр мировой политической дискуссии, оказание помощи Башару Асаду и принуждение Соединенных Штатов к возобновлению торга – именно такое представление о намерениях российского лидера стало преобладать ближе к завершению его недавнего визита в Нью-Йорк.
"Холодная война" - это период, в котором имеет значение ядерный потенциал.
Рогов отмечает, что развертывание на сирийской территории российской военной группировки произошло столь стремительно, а сейчас разворачивается в столь пассионарно-конфронтационном стиле, что возникает сразу несколько предположений. Первое: данный шаг Москва планировала осуществить вне зависимости от того, чем завершаться переговоры с Вашингтоном. Второе: за этим шагом на самом деле стоит иная, более жесткая и глобальная логика.
Подобные предположения укрепляются и утечкой обнародованной агентством Bloomberg, которому высокопоставленные чиновники в российской столице объяснили: авторами сирийской эпопеи, и ее главными энтузиастами, являются секретарь Совбеза Николай Патрушев и глава АП Сергей Иванов. Оба функционера являются выходцами из КГБ, и в российском руководстве их позиционируют как "геополитических ястребов". В геополитическом противостоянии РФ с США они видят тот самый стержень политического существования своей страны, на котором должна держаться ее политика, как внешняя, так и внутренняя.
"Холодная война", если изложить ее суть кратко – это период, когда имеет значение ядерный потенциал страны. Это ситуация, когда отношения между странами, имеющими ядерный арсенал, напряжены столь серьезно, что каждый сделанный ими следующий шаг может перерасти в неуправляемый конфликт с непредсказуемыми и кошмарными последствиями. С точки зрения Кремля стратегия "холодной войны" является рациональной, поскольку у нее есть такой обязательный элемент, как разрядка, и Москва может предложить Вашингтону новую "перезагрузку" после периода очень мощной эскалации.