В. Горностаева — человек в современном издательском мире весьма известный, она возглавляет московское издательство Corpus, один из самых успешных книжных проектов РФ. Среди авторов Corpus — зарубежные интеллектуалы вроде историка У. Эко, а также поистине топовые прозаики, в числе которых концептуалист В. Сорокин и обладательница престижной Пулитцеровской премии Д. Тартт, пишет "Новое Время".
Горностаева о ситуации в современной России с точки зрения независимого издательского мира.
По мнению главреда Corpus, в российском книгоиздании цензуры как таковой нет, ведь она запрещена конституцией. Но есть самоцензура, и она страшней обычной и значительно влияет на ситуацию на всем книжном рынке. Есть много новых явно безумных законов, что предполагают ограничения, тесно связанные с разной детской литературой. Это попытки Госдумы непременно установить контроль над всей существующей в стране моралью.
К примеру, закон о защите детей от какой-либо вредной информации лишними считает знания о наркотиках, сексе, о том, как устроены всевозможные любовные отношения. Даже невинные вещи отчего-то начинают считать вредными. Так, вдруг решено, что ребенок видеть не должен обнаженного тела. А как же тогда быть с Данаей непревзойденного Рембрандта? Если внимательно почитать закон, то в итоге становится вполне ясно, что поставить можно ограничительную маркировку на каждой книжке, ее запаковать в пленку и потом не волноваться.
Горностаева далека от мысли, что литература в действительности имеет воспитательную функцию. При этом литература —важное пространство, в котором звучать должна правда. Россия ныне испытывает катастрофически большой дефицит правды. Здесь люди врут, не задумываясь и даже, возможно, в этом не отдавая себе отчет. Вранье оказалось таким плотным, что кажется, будто его потрогать можно. В воздухе много неправды, и задание издателя по максимуму освободить все это пространство.
У издательства Corpus есть определенная программа, оно стремится издавать книги, которые активно работают на просвещение, на будущее. Стремится, чтобы люди что‑то новое узнали, вернулись в подзабытое прошлое и поняли, что там происходили реально страшные вещи и им никак нельзя позволить повториться. Недавно Corpus впервые в России издал Черную книгу об уничтожении миллионов евреев во времена Второй мировой. "Это книга о том, как именно ненависть убивает народы при попустительстве совсем других народов. Это напоминание о том, что с собой приносит ксенофобия. Ведь сейчас происходящее подталкивает к аналогиям", - утверждает Горностаева. Любой национализм, каждый упор на то, что россияне лучше остальных, этим (полным уничтожением других) неминуемо заканчивается. Люди быстро забывают о том, что выкрики “Я русский!” не приведут ни к чему хорошему.
Также издатель отмечает, что культ Сталина появляется, когда один конкретно взятый человек или же целая нация начинают себя неуверенно чувствовать. Горностаева уверена, что русским совершенно не нужно самоутверждаться за чужой счет. Не нужно весь мир объявлять врагом, чтобы себя хорошо чувствовать. Но поскольку у высшей власти стоят люди, считающие, что это необходимое условие для удержания полномочий, то весь народ попросту превращают в отряд обороны.
Скандальная фигура Сталина возрождается как определенный символ силы и мощи, ведь он всех в кулаке держал, все его очень боялись, вот пусть и русских теперь все боятся. Это витает в воздухе. Исходя из опросов, говорит издатель, еще несколько лет назад среди граждан, которые в 1991 году вышли защищать зарождавшуюся в РФ демократию, было много тех, кто гордился личным участием в тех протестах. "Сегодня же упал процент людей, одобряющих 1991 год и считающих, что это был решающий год для всей российской демократии. Люди теперь считают те события ошибкой, стыдятся того, что тогда вышли на улицы. Нужно сказать спасибо современной власти, это ее заслуга, добавляет Горностаева", - отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".
У людей нет под ногами почвы. Они не хотят брать на себя ответственность. Им проще сбиться в толпу, которая обороняется от кого‑то . Политика устроена сейчас так, что вес 1-го человека ничего не стоит, как это было во времена Сталина. Вопрос, кто важней, государство или человек, сейчас имеет лишь один ответ — государство. А должно быть наоборот. Но вот теория, что человек намного важнее государства, в России потерпела крах и это явно путинское достижение.
По мнению издателя, никто не возьмется сказать о том, что может преломить сложившуюся в России ситуацию. Все слишком тревожно, и такое ощущение, что ничего хорошего в ближайшее время ждать не приходится. Тем не менее много тех, кто живет сейчас в РФ и считает, что каждый на своем месте должен именно делать то, что ему под силу или даже не под силу. Тогда непременно ситуация изменится.
"К примеру, сейчас в России бурно и быстро развивается благотворительность. Ныне происходит это на фоне того, что государство мало защищает инвалидов и разных брошенных детей. Люди взялись сами латать такие дыры. Другое дело, что государство пребывает начеку. Вылез гвоздь — сразу и переломало его, чтобы больше не вылезал. Потому что все быть должно под контролем. В общем надежда на небольшое число людей, ведь всегда все равно все происходило благодаря меньшинству, а никак не большинству", - подчеркнула Горностаева.